Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 809,85  (-29,88%)
1 065,54  (+5,36%)
6 584,29  (-3,19%)
115 516,62  (+235,18%)
4 527,59  (+15,66%)
66,91  (+0,68%)
Источник Investfunds

Откупорили кубышки: На рынке M&A бум

20.10.2006, «Ведомости», Денни Берман, Джейсон Сингер.

По данным газеты «Ведомости», объем мировых сделок по слиянию и поглощению подбирается к рекордным показателям интернет-бума конца 1990-х гг. Компании, до недавнего времени строго контролировавшие свои расходы, накопили большие запасы наличности, которые сейчас и идут в дело. <\/p>

С начала года по конец прошлой недели в мире было объявлено о сделках по слиянию и поглощению более чем на $2,3 трлн. Это самый высокий показатель с 2000 г., когда объем сделок за весь год составил $3,3 трлн. Объектами поглощения в нынешнем году стали, в частности, такие известные компании, как производитель спортивной одежды Reebok International, телекоммуникационный гигант AT&T, крупнейшая независимая компания в мире по выпуску кредитных карт MBNA. Только в прошлый понедельник было объявлено о сделках более чем на $40 млрд; в их числе — покупка испанской Telefonica одного из крупнейших сотовых операторов Великобритании O2 за $31,4 млрд. <\/p>

Инвесторы с энтузиазмом оценивают многие сделки. Обычно акции компании-покупателя после объявления о сделке снижаются, однако в пяти из 10 крупнейших сделок этого года в США акции покупателей росли в течение недели после объявления. Акции французской Pernod Ricard выросли на 20% с апреля, когда она объявила о покупке превышающего ее по размерам британского производителя алкогольных напитков Allied Domecq за $13 млрд, по июль, когда сделка была закрыта. Приветствовали инвесторы и крупнейшее трансграничное объединение в банковском секторе Европы: в мае итальянский UniCredito Italiano объявил о покупке второго по величине банка Германии HVB за $19 млрд; с тех пор акции UniCredito выросли на 10%. <\/p>

Росту рынка слияний помогают все еще достаточно низкие процентные ставки в мире, позволяющие привлекать дешевое финансирование для проведения сделок, высокая активность банков в сфере корпоративного кредитования и огромные объемы наличных средств у самих компаний. По оценкам Morgan Stanley, наличность сейчас составляет 10% корпоративных активов; это самый высокий показатель за последние 20 лет. С ее помощью (используются как заемные, так и собственные средства) компании сегодня оплачивают в среднем 58% стоимости сделки, а остальное — акциями, отмечают эксперты Thomson Financial. Рост прибылей крупнейших европейских компаний с 2002 г. оказался гораздо выше, чем прогнозировалось, и это позволило им скопить гигантские резервы наличности, говорит Боб Макки, главный экономист лондонской консалтинговой компании Independent Strategy. Их капиталовложения росли гораздо медленнее, чем прибыли, к тому же во многих случаях они предпочитают инвестировать в производство в странах Восточной Европы и Азии, где расходы ниже. Чтобы развивать бизнес в Западной Европе, компании покупают конкурентов. <\/p>

Изменилось и психологическое отношение руководителей компаний к ситуации на рынке, говорит Феликс Рохатин, долгое время работавший в инвестиционных банках, а сейчас возглавляющий собственную консалтинговую фирму: “Они стали более уверенными. Они знают, куда движется Федеральная резервная система [в вопросе изменения процентных ставок]. И курсы валют стабильны”. Почти все крупные сделки сегодня — это объединение занимающихся схожим бизнесом компаний из одного сектора, позволяющее сократить дублирующиеся расходы и увеличить прибыль. Компании стараются избегать сделок, в которых операции одной компании могут быть использованы для увеличения доходов другой (таким было обоснование слияния Time Warner и America Online в 2000 г.; считалось, например, что интернет-служба AOL будет помогать Warner Brothers продавать билеты в кино). (WSJ, 5.11.2005, Михаил Оверченко)<\/p>