Материнская структура авиакомпании Alaska Airlines, Alaska Air Group, покупает авиакомпанию Virgin America по цене $57 за акцию, или за $2,6 млрд, - с учетом долга последней и обязательств по лизингу самолетов сделка обойдется покупателю примерно в $4 млрд, сообщили пресс-службы обоих перевозчиков. Сделку одобрили советы директоров покупателя и продавца, за нее также должны проголосовать акционеры Virgin America и разрешить регулятор.
Если все пойдет хорошо, сделка будет закрыта к началу 2017 г. Покупка Virgin America (около 7 млн пассажиров в 2015 г.) позволит Alaska Airlines (около 32 млн) стать пятым американским перевозчиком, сейчас она на шестом месте. Парк объединенной авиакомпании составит около 280 судов, годовая выручка будет превышать $7 млрд, единовременные затраты на интеграцию ожидаются в размере $300-350 млн, зато синергия от объединения - $225 млн каждый год.
Владелец Virgin Group Ричард Брэнсон, один из богатейших людей Великобритании и самых экстравагантных богачей мира, разместил на сайте своей корпорации обращение, в котором вспоминает историю своего увлечения авиаперевозками. Состояние ему обеспечил звукозаписывающий бизнес, затем Брэнсон инвестировал в большое количество отраслей, сейчас Virgin Group включает около 400 компаний, в том числе три авиакомпании - британскую Virgin Atlantic, австралийскую Virgin Blue и Virgin America.
"Создать мою первую авиакомпанию заставило разочарование. Молодым управленцем звукозаписывающей компании я путешествовал по всему миру, и это был отвратительный опыт. Поэтому в 1984 г. я арендовал бывалый Boeing-747 и вышел на рейс Лондон - Нью-Йорк. Все считали, что мы сумасшедшие и обречены на быстрый провал. Но мы сосредоточились на вещах, которые нужны пассажирам: более качественные еда и развлечения, горизонтальные кресла в дорогом классе. Так мы создали лояльную аудиторию. Это была Virgin Atlantic, она процветает до сих пор, тогда как большинство ее тогдашних конкурентов погибли", - хвастается Брэнсон.
"То же самое мы сделали 16 лет спустя в Австралии, чтобы бросить вызов доминирующей Quantas и предложить более качественный сервис... Наша американская авиакомпания тоже родилась из разочарования", - продолжает Брэнсон. "По мере того как авиакомпании объединялись, росли и все больше увлекались сокращением издержек, летать в Америке стало ужасно. Несмотря на попытки помешать запуску авиакомпании Virgin America стартовала августе 2007 г. и ее целью было - снова сделать полеты приятными", - делится Брэнсон.
Virgin America первой запустила Wi-fi во всем парке судов, разноцветное освещение (mooding lighting), питание по заказу, тактильные экраны в спинках сидений и розетки для каждого места каждого рейса, перечисляет он и с уверенностью заявляет: "Люди любят эту авиакомпанию", которая, по его словам, стала успешным бизнесом с рекордной для себя прибылью в 2015 г.
Затем он объясняет, почему она будет продана конкуренту: "сегодня четыре мега-авиакомпании контролируют свыше 80% американского рынка, печально, но консолидация - это тренд, который не остановить; ощущая, как и мы, давление конкурентов, Alaska Airlines предложила Virgin America слияние". Совет директоров Virgin America принял предложение, если его одобрят акционеры и регулятор, то две компании станут одной.
"Не буду обманывать и скрывать, что испытываю грусть от того, что наша прекрасная авиакомпания сливается с другой. Но я не американец, и по требованию департамента транспорта США часть моих акций в авиакомпании неголосующие, что снизило мои возможности влиять на решения. К сожалению, я никак не мог это остановить", - откровенничает Брэнсон.
В Virgin America его Virgin Group имеет 24,9% голосующих акций (и такой же пакет неголосующих), 27,9% голосующих акций - у структур фонда Cyrus Holding миллиардера Стивена Фридхайма, 5,3% у американской PAR Investment Partners.
Virgin America в прошлом году действительно имела $340,5 млн чистой прибыли, а в 2014 г. - $60 млн. Forbes писал, что маржа авиакомпании в сравнении с другими американскими перевозчиками и на фоне упавших цен на нефть невелика, и предыдущие годы она сводила концы с концами. Сейчас, после получения прибыли в 2015 г., самый лучший момент продать компанию, считает издание.
Брэнсон снялся в нескольких сериалах в роли самого себя, участвовал в реалити-шоу. Он со второй попытки поставил мировой рекорд по скорости пересечения Атлантического океана на корабле, пересекал Атлантику и Тихий окен на воздушном шаре, пытался совершить на шаре кругосветное путешествие, установил рекорд по скорости пересечения Ла-Манша на автомобиле-амфибии.