По данным газеты «Коммерсантъ», акционирование «Почты России» может завершиться уже в первом квартале 2012 года. Капитализация «Почты» после смены ее формы собственности может достигнуть 20-50 млрд руб., а в случае выхода на биржу — 200-250 млрд руб. (к 2020 году). Основной проблемой, с которой столкнется «Почта», станет инвентаризация ее имущества. Муниципалитеты и частные лица могут начать отстаивать свои права на имущество в судах.
Технико-экономическим обоснованием концепции реорганизации ФГУП «Почта России» в ОАО, руководство почты отправило 15 октября в Россвязь. Концепция разработана по поручению премьер-министра Владимира Путина от 14 июля.
Одним из основных преимуществ акционирования для «Почты» должно стать сокращение перечня сделок, обязательных для согласования советом директоров. По закону «Об акционерных обществах» менеджмент компании обязан согласовывать с советом сделки, размер которых составляет 25% и более от балансовой стоимости активов общества. Но все сделки «Почты» по инвестиционной деятельности этот порог не превышают, а значит, их не потребуется выносить на совет директоров.
С другой стороны, необходимость согласовывать крупные сделки с Россвязью сдвигает сроки реализации проекта в среднем на четыре-шесть месяцев, в случае акционирования «Почты» только в текущем году она получила бы дополнительный доход около 361 млн руб.
Кроме того, являясь унитарным предприятием, «Почта» должна согласовывать с регулятором все сделки, связанные с отчуждением или приобретением имущества в размере, превышающем 10% уставного фонда предприятия, что составляет примерно 1,8 млн руб., а также банковские гарантии и все виды заимствований вне зависимости от суммы сделки. С учетом сроков рассмотрения обращений предприятия (до 30 дней) это ограничение делает фактически невозможным заключение любых рыночных сделок, говорится в концепции.
Смена формы собственности может повлечь финансовые риски, так как в ходе реорганизации, которой является акционирование, кредиторы могут предъявить требования досрочного погашения займов. Сейчас долговая нагрузка «Почты» с 2010 по 2017 год составляет 12,2 млрд руб. Из этой суммы к 2012 году нужно погасить 8,81 млрд руб., к 2015 и 2016 годам — 1,95 млрд руб. и в период к 2017 году — 1,44 млрд руб. Авторы концепции оценивают риск такого сценария как низкий.
Однако, требование кредиторов досрочно погасить займы представляется маловероятным: «Почта» является надежным заемщиком, реорганизация в ОАО пойдет только на пользу, так как улучшит управление в компании.
Согласованная позиция министерств о целесообразности акционирования «Почты» готовится в ходе разработки комплекса мероприятий по созданию «Почтового банка РФ». В «Почтовом банке» «Почта» хотела бы получить не менее блокирующего пакета. Сейчас ВЭБ проводит тендер по выбору банка-партнера для Почтового банка с долей от 25 до 50%. Первый зампред ВЭБа Анатолий Тихонов оценивал стоимость создания «Почтового банка» в $5-10 млрд.
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» основано 5 сентября 2002 года на базе департамента почтовой связи Министерства связи в рамках реструктуризации. Структура и сеть отделений «Почты России» сохранялись в неизменном виде до середины 1990-х годов. Тарифы на услуги почтовой связи изменялись вместе с инфляцией, конкурирующие виды связи (мобильная связь, интернет) были развиты слабо.
В период глубокого кризиса «Почта России» вступила в 1999—2000 годах, когда, несмотря на инфляцию, почтовые тарифы долгое время оставались заморожены на низком уровне. Ещё раньше произошло юридическое и управленческое разделение собственно почты и электросвязи, в результате чего почта была вынуждена существовать фактически только на бюджетные дотации, которые не покрывали издержек. Как следствие, «Почта России» была вынуждена уменьшать число почтовых отделений, сокращать персонал, отказываться от закупки нового оборудования, компенсировать убытки от почтовых услуг ростом стоимости подписки и оказанием различных финансовых услуг.
Результатом тяжелого финансового состояния стало снижение периодичности доставки почты, увеличение сроков прохождения корреспонденции, общее снижение качества предоставляемых почтовых услуг. Наряду с развитием мобильной связи и Интернета, а также появлением частных компаний, занимающихся доставкой периодики, это привело к массовому оттоку клиентуры из «Почты России».
В то же время низкие тарифы на отправку заказных писем привлекли внимание различных организаций, как государственных, так и коммерческих, которые начали использовать «Почту России» для массовых рассылок. На подобные письма к 2008 году приходилось до 80 % корреспонденции, обработка и доставка которой для «Почты России» являются убыточными.
С конца 1990-х годов производится и реформирование управления почтовой связью. Главное управление почтовой связи Минсвязи России переформировывается в ФГУП «Почта России», региональные Управления федеральной почтовой связи становятся филиалами ФГУП. На уровне узлов связи производится формирование почтамтов. Значительно укрупняются районные почтамты, как правило, почтовые отделения нескольких районов управляются одним межрайонным почтамтом. Через почтамт организована и перевозка почты.
К 2003 году вектор реформы почты изменился. Было принято решение не только прекратить сокращение сети отделений, но и увеличить периодичность доставки корреспонденции. В настоящее время почтовые отделения переводятся на режим доставки пять раз в неделю, что позволит организовать своевременную доставку периодических изданий. Изменена схема магистральной перевозки почты. Создаётся несколько десятков Магистральных сортировочных центров (МСЦ), которые будут обрабатывать исходящую корреспонденцию (сортировка «до конечного МСЦ»), и всю входящую (с сортировкой «до почтамта», а в перспективе — «до отделения»).
В настоящее время ФГУП «Почта России» объединяет 42 тыс. отделений. Выручка по итогам 2009 года — 96 млрд руб., чистая прибыль — 306 млн руб., стоимость госактивов в оперативном управлении — 9,8 млрд руб.
«Акционирование обеспечит большую прозрачность деятельности и возможность использовать современные инструменты корпоративного управления, а даст это в среднесрочной перспективе прибыль или будут расходы — вторично»,— считает директор департамента информационных технологий и связи правительства Константин Носков.