Французское правительство заявило, что участие властей в капитале машиностроительного концерна Alstom является необходимым условием для приобретения американской компанией General Electric Co. (GE) его энергетических активов, сообщает Bloomberg. Как пояснил министр экономики Франции Арно Монтебур, правительство поддержит сделку с GE, если оно будет владеть 20% Alstom. «Если американская компания с этим не согласна, то ее предложение будет заблокировано», — уточнил он.
Ранее в апреле Монтебур уже заявлял, что без его согласия во Франции не может быть совершена ни одна крупная сделка. The Wall Street Journal отмечала, что, несмотря на попытки президента Франсуа Олланда «оживить вялую экономику Франции» обещанными сокращениями налогов и другими мерами, дружественными бизнесу, часть министров в его правительстве привержены политике сохранения контроля государства за экономикой, которая проводится во Франции после Второй мировой войны. В соответствии с этой политикой государство старается вмешиваться в дела компаний, даже если в них нет госучастия, если возможные сделки грозят увольнениями французским работникам.
В апреле GE сообщила, что намерена приобрести энергетические активы Alstom за $13 млрд, однако позднее сумма поднялась до $17 млрд. Впоследствии компания также заявила, что готова в рамках предложения предоставить французскому концерну дополнительные гарантии по созданию рабочих мест и инвестициям, писала Financial Times со ссылкой на людей, знакомых с позицией американской компании. Кроме того, GE собирается отдать Alstom свое производство сигнальных устройств для железных дорог, в котором она была заинтересована.
Накануне американская компания предложила вместо покупки энергетических активов создать три совместных предприятия с Alstom, в каждом из которых у нее и концерна будет по 50%, — по производству оборудования для передачи электроэнергии, возобновляемой энергии и атомной энергии. В последнем СП GE также предлагает ряд мер, которые позволят Франции сохранить контроль над рядом технологий, интеллектуальной собственностью, а также функции надзора (в случае полного перехода бизнеса в области атомной энергетики к американской компании надзор за ним также перешел бы к американским регуляторам). Общая сумма сделки при этом не изменится, отмечала GE.
Конкурентами GE в сфере формирования альянса с Alstom являются немецкий концерн Siemens и японская компания Mitsubishi Heavy Industries. Так, Mitsubishi изначально планировала купить доли в трех дивизионах французской компании (паровой и атомной энергетики, сетевой энергетики, гидроэнергетики), но теперь она намерена получить 40% в совместном предприятии с Alstom, которое будет объединять эти три бизнеса в рамках одной компании. Siemens собиралась приобрести весь газотурбинный бизнес Alstom.
В пятницу компании увеличили денежную часть предложения на 1,2 млрд евро до 8,2 млрд евро. В результате общая сумма, которую Siemens и Mitsubishi Heavy Industries предлагают за энергоактивы Alstom, выросла на 400 млн евро до 14,6 млрд евро ($19,9 млрд), писала сегодня The Wall Street Journal. Изначально они делали предложение на общую сумму 13,35 млрд евро, а впоследствии повысили ее до 14,2 млрд евро ($19,3 млрд).
Говоря сегодня о предложении на покупку активов Alstom, поступившем от Siemens и Mitsubishi, Монтебур подчеркнул, что заявка является серьезной. Но, по его словам, серьезным препятствием для этой сделки стали бы антимонопольные правила. В то же время, комментируя ранее в апреле сделку с GE, он называл ее проблематичной, потому что «значительной частью бизнеса Alstom будут руководить из Коннектикута».
Французский машиностроительный концерн Alstom является одним из мировых лидеров в производстве железнодорожного транспорта и энергетического оборудования. Чистая прибыль компании в 2013-2014 финансовом году снизилась на 28% до 556 млн евро, выручка выросла на 4% и составила 20,3 млрд евро.