По данным газеты «РБК daily», итальянские власти в конце марта приняли меры, направленные на защиту стратегически важных компаний от иностранных поглощений. Поводом к инициативе стала скупка итальянских активов французскими корпорациями. Примечательно, что, ограждая свои компании от рук «захватчиков», официальный Рим берет пример именно с Парижа.
К законодательным инициативам итальянские власти подтолкнула серия сделок, в ходе которых французские компании полностью или частично выкупили акции ювелирной компании Bulgari, энергетической группы Edison и производителя молочных продуктов Parmalat. Итальянская пресса окрестила действия французских компаний «корпоративным вторжением». Инициатором внесения изменений в действующее законодательство стал влиятельный министр экономики и финансов Джулио Тремонти.
Действовать итальянцев заставило приобретение в 20-х числах марта французским молочным концерном Lactalis 15,3% акций Parmalat за €744 млн. ($1,1 млрд.) у группы инвестфондов. В результате французы довели свой пакет до 29% бумаг Parmalat, что позволяет им занять большинство мест в совете директоров компании и назначить ее топ-менеджеров по итогам годового собрания акционеров, запланированного на 12—14 апреля. По итальянским законам, аккумулировав 30% акций компании, необходимо делать предложение о ее полном выкупе.
В конце марта итальянские власти приняли документ, позволяющий переносить уже запланированные собрания акционеров на более поздний срок. Это даст время до конца июня и позволит организовать итальянское контрпредложение.
В Италии также недовольны тем, что власти Франции настороженно относятся к итальянским компаниям, заинтересованным в приобретении активов в соседней стране. В результате ограничения на покупку итальянских активов будут основаны на принципе взаимности — объект поглощения сможет прибегнуть к тем же защитным мерам, которые практикуются в стране компании-приобретателя. Меры затронут компании продовольственного, энергетического, оборонного, технологического и телекоммуникационного секторов.
Рассматриваемые правительством страны меры также предусматривают в случае покупки итальянской компании иностранной необходимость получить одобрение властей за 60 дней до объявления сделки. А итальянский биржевой регулятор Consob может получить полномочия по контролю за враждебными поглощениями, аналогичные тем, которыми располагают коллеги из французского AMF. Кроме того, Италия может заморозить голосующие права иностранных акционеров в компаниях, которые она считает стратегически важными.
Французские компании лидируют среди всех иностранных игроков, имеющих интерес в капитале итальянского бизнеса. Им принадлежат доли в Mediobanca, Generali, BNL, Gucci и Galbani.
«Италия старается защитить свои активы от поглощения французами после целой волны недавних сделок такого рода», — сказал глава отдела исследований итальянских акций UniCredit Роберто Одиерна. По его словам, применение принципа взаимности должно помочь Италии избежать возможных претензий со стороны Евросоюза.
Массовая скупка итальянских активов привела к критике правящей коалиции со стороны оппозиции. У властей «нет индустриальной политики, это превратило Италию в гигантский супермаркет» для иностранных компаний, заявил представитель партии «Италия ценностей» Маурицио Циппони.