По данным газеты «РБК daily», руководство Yahoo! планирует продать свои азиатские активы. Подобный шаг, правда, вряд ли помогжет Yahoo! исправить свое бедственное положение и составить конкуренцию таким ресурсам, как Google и Facebook.
Ожидается, что на продажу могут быть выставлены крупные доли Yahoo! в китайской торговой платформе Alibaba (25%) и японской версии поисковой системы — Yahoo! Japan (35%). Предполагаемая стоимость долей оценивается примерно в $17 млрд., что превышает рыночную капитализацию самой Yahoo! лишь на $2 млрд.
Yahoo!, чья ежемесячная аудитория оценивается в 113 млн пользователей, а прибыль от размещения рекламы составляет около $4 млрд., стремительно теряет пользователей и постепенно уступает таким ресурсам, как Google и Facebook, в деле размещения рекламы и количестве поисковых запросов. $17 млрд. помогут увеличить акционерную стоимость компании и обогатить держателей ее бумаг, однако вряд ли как-то спасут Yahoo! от дальнейших конкурентных поражений. У компании и так достаточно наличных средств, чтобы провести реорганизацию бизнеса, однако этот процесс почему-то не начинается.
Покупателями активов называются компания Alibaba и кредитная организация Softbank (совладелец Yahoo! Japan), готовые пойти Yahoo! навстречу и организовать продажу таким образом, что интернет-гиганту не придется платить миллиарды долларов в качестве налога на прирост капитальной стоимости активов. Речь идет о создании сложной схемы с организацией нескольких юридических лиц, которые обменяют акции на деньги, при этом по законам США такая сделка не будет считаться продажей. Yahoo! приобрела 40% акций Alibaba в 2005 году почти за $1 млрд. (сейчас эти бумаги оцениваются в $19,2 млрд.).
Alibaba Group (Alibaba.com) — это группа компаний, занимающихся бизнесом в Интернете. Alibaba Group находится в частной собственности и базируется в Китае, в городе Ханчжоу. Основными видам деятельности являются торговые онлайн операции между компаниями (торговля по схеме «B2B», «предприятие-предприятие»), розничная онлайн-продажа. Компании Yahoo! принадлежит 43% акций группы.
Группа обладает собственной электронной платёжной системой (Alipay, она так же используется для расчетов и в дочерней структуре - Taobao.com), программным обеспечением для управления предприятием, а также отсортированными по регионам и отраслям базами данных товаров и предприятий.
Компания была основана Джеком Ма в 1999 году с 17-ю компаньонами в городе Ханчжоу, где был зарегистрирован интернет-сайт Alibaba.com. С самого начала Alibaba рассматривался как площадка для торгов мелких и средних предприятий, а также сеть онлайн продаж. В ноябре 2007 года была выставлена в Гонконге (HKEx). В настоящее время количество зарегистрированных пользователей составило более 65 миллионов из 240 стран и регионов (на 31 марта 2011 г.).
Alibaba Group управляет пятью дочерними компаниями: Alibaba.com — публичная торговая компания (фирма, чьи акции и ценные бумаги допущены к свободной торговле на биржах, то есть свободно обращаются на фондовом рынке), основным видом деятельности которой является онлайн-торговля B2B. Taobao.com — онлайн-рынок розничной торговли, Интернет-магазин и Интернет-аукцион. Alipay — платформа для онлайновых электронных платежей. Alisoft — готовые решения для управления торгово-промышленной деятельностью предприятий через интернет. Yahoo! Koubei — китайский сайт-каталог предприятий, разбитый по регионам и отраслям промышленности.
Основные активы Alibaba Group — две торговые площадки: оптовая Alibaba.com и розничная Taobao.com. В июле 2011 г. у Taobao было 160 млн посетителей — на 50 млн больше, чем у крупнейшей электронной площадки США Amazon.com. По посещаемости Taobao 14-й сайт мирового интернета, а в Китае — третий после поисковика Baidu.com и портала qq.com. У Alibaba в июле 2011 г. было 50 млн посетителей. 63,5% китайского рынка оптовой торговли в интернете в 2010 году контролировала группа Alibaba, в розничной 85,4% — Taobao.
Некоторые аналитики не исключают того, что Alibaba и Softbank в конечном итоге могут предложить полностью выкупить Yahoo!. Подобная сделка уже обсуждалась, однако идея была отложена до лучших времен. При этом поддержать Alibaba и Softbank в этом деле смогут сразу два private-equity-фонда — Bain Capital и The Blackstone Group.