По данным газеты «РБК daily», Royal Bank of Scotland продал свой авиализинговый бизнес японской Sumitomo Mitsui Financial Group за $7,3 млрд. (4,7 млрд фунтов стерлингов). Это не первое крупное приобретение японцев в Европе после начала долгового кризиса и последним оно точно не будет.
RBS Aviation Capital был создан в 2001 году и в настоящее время, по данным самого банка, владеет 206 самолетами, которые сдает в лизинг авиакомпаниям British Airways, EasyJet, Qantas и Ryanair. Кроме того, у подразделения есть обязательства приобрести еще 87 лайнеров до 2015 года. Бизнес прибыльный (за последние шесть месяцев $89 млн.), однако к нему предъявляются очень высокие требования по обеспечению капиталом.
Поэтому после национализации RBS он был включен в число непрофильных активов, которые должны быть проданы. Первую попытку сделать это банк предпринял еще в 2009 году, однако из-за обвала цен на активы в связи с кризисом она оказалась неудачной.
В итоге сделка станет крупнейшей за всю историю авиализингового бизнеса. Для самого RBS она станет самой масштабной в рамках распродажи непрофильных активов, объем которых за последние три года был сокращен с 258 млн до 100 млн фунтов стерлингов ($153,9 млн.).
«Заключение соглашения по сделке такого объема при таком волатильном рынке — это значительный успех для нашего подразделения непрофильных активов», — заявил финансовый директор RBS Брюс ван Саун.
Что же касается покупателей RBS Aviation Capital, то в борьбе за актив Sumitomo Mitsui Financial Group обошла американский Wells Fargo и китайский государственный China Development Bank. Японцы смогут объединить лизинговый бизнес британцев с собственными авиационными активами — сейчас они сдают в аренду авиаперевозчикам 90 лайнеров.
При этом перспективы у лизингового бизнеса в авиаотрасли хорошие. Если в 1990 году лизинговым компаниям принадлежало лишь 12% мирового авиапарка, то в 2010 году показатель возрос до 36%. При этом сами лизинговые компании ждут роста своей доли рынка до 50% к 2015 году, так как авиаперевозчикам все сложнее получать кредиты на покупку авиалайнеров.
Sumitomo Mitsui хочет заработать на росте авиаперевозок в Азии и на Ближнем Востоке. Сделка между RBS и Sumitomo Mitsui также отражает растущий аппетит японских финансовых компаний к активам, выставляемым европейскими банками для увеличения капитала.
Крупнейший японский банк Mitsubishi UFJ Financial Group также сделал покупки за рубежом основой стратегии развития своего бизнеса и в ноябре приобрел у того же RBS активы в сфере инфраструктурного финансирования в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, а также в Австралии.
Учитывая укрепление иены, было бы глупо, если бы японцы не воспользовались возможностями, которые предоставляет им валюта на внешних рынках. У них появилась возможность укрепить свои позиции в мировой экономике, поэтому, если будут подходящие возможности, японские компании продолжат скупать активы в Европе.
Подразделение по авиационному лизингу банка Royal Bank of Scotland (RBS) — базирующаяся в Дублине компания Aviation Capital. Стоимость активов Aviation Capital оценивается в $7,2 млрд.; по этому показателю компания является четвертым крупнейшим мировым авиационным лизингодателем.
Парк воздушных судов RBS Aviation Capital, включая заказанные машины, составляет 329 гражданских самолетов. Клиентами этого лизингодателя являются 65 авиакомпаний в 24 странах. В России через RBS Aviation Capital самолеты в лизинг получали «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и NordStar. Аналитики также сочли сделку крайне удачной.
«Это были долгосрочные активы, которые не очень ликвидны, из чего следовало, что RBS должен был резервировать под них довольно много капитала», — заявил Bloomberg аналитик Shore Capital Гари Гринвуд.