По данным газеты «Коммерсантъ», в конце апреля совет директоров ОАО РЖД одобрил предварительный план продажи дочерних компаний на 2010-2011 годы. Всего за три года компания должна заработать на этом до 100 млрд руб. Сейчас реально высокую оценку могут получить только «Трансконтейнер» и, возможно, «Первая грузовая компания» (ПГК). Но ее продажа, скорее всего, состоится не раньше конца 2011 года.
Выделение из состава ОАО РЖД дочерних и зависимых обществ (ДЗО) и последующая их продажа — один из основных элементов реформы отрасли. В программе, утвержденной в 2001 году, говорилось, что на втором этапе реформы (2003-2005 годы) из монополии должны быть выделены ДЗО, осуществляющие открытые для конкуренции виды деятельности. Речь шла, по сути, обо всех сегментах, кроме оперирования инфраструктурой. На третьем этапе реформы (2006-2010 годы) полностью в частную собственность должны были перейти предприятия ремонтного комплекса, сервиса подвижного состава, строительства и ремонта инфраструктуры, логистики. Остальные ДЗО на третьем этапе также должны были получить частных совладельцев путем продажи неконтрольных пакетов.
Продавать с самого начала планировалось не только пакеты акций второстепенных ДЗО, но и потенциально крупнейшие дочерние компании, в которые планировалось выделить весь подвижной состав госмонополии — пассажирские и грузовые вагоны. Создание ДЗО было в целом завершено в срок, из компании выделены 134 дочерние структуры. Но приватизация продвигалась не так быстро.
Первыми — еще в 2007 году — должны были быть проданы 20% акций ОАО «Трансконтейнер» (ему ОАО РЖД передало фитинговые платформы и терминалы для обработки контейнеров), 25% плюс одна акция ОАО «Рефсервис» (парк рефрижераторных вагонов и секций), 25% плюс одна акция ОАО «Элтеза» и 50% минус две акции ОАО «Росжелдорстрой».
Из всего этого до начала кризиса удалось реализовать только 15% акций «Трансконтейнера». В декабре 2007 года пакет был продан в рамках частного размещения за 7,8 млрд руб. «Европейскому банку реконструкции и развития» (купил 9,25% акций) и фондам Moore Capital Management и GLG Emerging Fund (по 2,5%, еще 0,8% получил один из организаторов — «Тройка Диалог»).
Размещение «Трансконтейнер» было признано успешным, и сразу после его завершения ОАО РЖД объявило о начале подготовки IPO компании, которую тогда оценивало не менее чем в $3 млрд. В июне 2008 года были выбраны организаторы IPO, а в августе совет директоров ОАО РЖД утвердил все параметры. До 20% акций «Трансконтейнера» планировалось продать в октябре на российских биржах, а еще 15% — в 2009 году на западных площадках.
Но уже в середине сентября на фондовом рынке начался обвал, с которого стартовала активная фаза кризиса в России. IPO было отменено, и с этого момента продажа пакетов ДЗО всерьез не рассматривалась.
К вопросу о продаже ДЗО ОАО РЖД вернулось в конце 2009 года. В декабре президент компании Владимир Якунин заявил о том, что она планирует на 2010 год как минимум два крупных размещения — IPO «Трансконтейнера» и частное размещение ПГК, куда было передано около половины подвижного состава ОАО РЖД. Распродажа активов стала актуальной не только из-за стабилизации рынка и восстановления железнодорожных перевозок, но и в связи с финансовыми потребностями монополии.
Уже в конце апреля совет директоров ОАО РЖД одобрил предварительный план продаж на 2010-2011 годы (правительство его пока не утвердило). План предполагает продажу пакетов акций 18 ДЗО. Крупнейшее из них — «Трансконтейнер», речь идет об IPO до 35% акций. Строительный «РЖДстрой», ремонтные «Желдорреммаш», «Вагонреммаш» и Новосибирский стрелочный завод» должны пройти процедуру частного размещения до 50% минус две акции. Доли в остальных 13 компаниях должны быть проданы на открытых аукционах.
Из всех активов, с которыми собирается в этом году расстаться ОАО РЖД, лучше всех подготовлен к продаже «Трансконтейнер», и его IPO должно стать первой крупной сделкой госмонополии после кризиса. IPO должно пройти в октябре на российских и западных площадках. По неофициальным данным, предварительная оценка Росимущества в конце марта дала стоимость 35% минус две акции в 11,1 млрд руб.
В утвержденный список продажи ДЗО не попали и крупнейшие дочерние структуры ОАО РЖД — Первая (ПГК) и Вторая (ВГК) грузовые компании. ПГК начала работу в 2008 году. ВГК должна быть создана во втором полугодии и получит все остальные вагоны инвентарного парка, за исключением задействованных в технологических процессах инфраструктуры ОАО РЖД и перевозках военных грузов. По документу, ПГК планируется продавать в два этапа — частное размещение 15% акций в 2010-2011 годах и IPO до 35% минус двух акций в 2012 году. 50% плюс одна акция ВГК должны быть поэтапно проданы в течение полутора-двух лет после ее создания. Но никаких окончательных решений о продаже не принято.
Одной из самых проблемных может стать продажа «Рефсервиса», который Росимущество оценило в 3,9 млрд руб. В начале 2008 года на компанию претендовали операторы «Трансгрупп» и «Н-транс» и группа «Рыбный мир». Но конкурс в итоге был назначен только на декабрь 2008 года с минимальной ценой 961 млн руб. за блокпакет и не состоялся из-за отсутствия заявок. С тех пор «Рефсервис» уже утратил значительную часть рынка, в том числе из-за новых техрегламентов, позволивших возить пиво и соки обычными вагонами. В 2008 году она занимала 37,5% рынка железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов, в 2009 году —- 22,5%, хотя и оставалась прибыльной (407,4 млн руб.).
Компания «ТрансКонтейнер» является ведущим железнодорожным контейнерным оператором в Российской Федерации, предоставляющим широкий диапазон услуг по организации контейнерных перевозок и услуг в сфере логистики. Всего в компании работают более 5 тыс. человек. На сегодняшний день компания является крупнейшим в России, странах СНГ и Балтии владельцем парка специализированного подвижного состава: в ее собственности находится свыше 24 тыс. фитинговых платформ, около 60 тыс. крупнотоннажных контейнеров, а также более 840 единиц автотранспорта – грузовых автомобилей, полуприцепов и бортовых машин.
На территории Российской Федерации ОАО «ТрансКонтейнер» принадлежит: 16 филиалов, охватывающих всю сеть российских железных дорог, 47 контейнерных терминалов во всех ключевых транспортных узлах России, а также 3 предприятия по ремонту контейнеров – в Московской, Липецкой и Нижегородской области. РЖД принадлежит 75% акций «ТрансКонтейнер», «Европейскому банку реконструкции и развития» (ЕБРР) - 9,25%, Moore Capital Management, LLC - 2,5%, GLG Emerging Markets Fund - 2,5%, Troika Dialog Investments Limited - 0,75%.