По данным газеты «РБК daily», инвестиционные банки как организаторы IPO и частных размещений акций дочерних компаний РЖД в ближайшие два года могут заработать более $68 млн. Транспортная монополия оценивает расходы на организаторов IPO (без учета затрат на юридических и отраслевых консультантов) в размере 2,5%, а частных размещений акций — 2%. Услуги юридических консультантов по каждой крупной «дочке» оцениваются на уровне $1 млн., а отраслевых консультантов — $120 тыс.
Свои расходы на организацию IPO 35% минус две акции «Трансконтейнер» транспортный монополист оценивает как минимум в $19—20 млн. В частности, $1,5 млн. пойдут на оплату услуг отраслевых и прочих консультантов, а также листинг и организацию road-show, остальные средства составят расходы инвестбанка. РЖД исходят из того, что в ходе IPO «Трансконтейнер» капитализация компании вырастет до $2 млрд., а значит, вырастет и доход лид-менеджера. На сегодняшний день с учетом оценки 35-процентного пакета акций «Трансконтейнера» в 11,137 млрд руб. вся компания стоит чуть более $1 млрд. Приватизация может состояться уже в ноябре этого года.
Расходы на организацию частного размещения 15-процентного пакета акций ПГК оцениваются примерно $10 млн. При этом, все расходы сделаны с учетом официальной оценки стоимости 15-процентного пакета ПГК, проведенной независимыми экспертами, — 12,836 млрд руб., или примерно $428 млн. В итоге инвестбанки как организаторы размещения могут рассчитывать на 2% от стоимости пакета акций ($8,5 млн.), а юридические консультанты РЖД — на $1 млн. Прочие расходы оценены в $0,5 млн., включая затраты на проведение road-show. Окончательное решение о сроках продажи пакета РЖД планируют принять осенью.
С учетом этих расходов несложно подсчитать, сколько банки-организаторы, привлеченные РЖД, смогут заработать на приватизации ее «дочек». Итак, 35% минус две акции ПГК, которые РЖД также планируют вывести на IPO, оцениваются в 32,089 млрд руб., или $1,07 млрд. Следовательно, расходы (2,5% от стоимости пакета на банка-организатора) составят около $26,7 млн. Итого только на IPO двух компаний банки-организаторы смогут заработать более $44 млн.
Путем частного размещения РЖД планируют продать акции 14 компаний. Без учета 50-процентного пакета акций «Ремпутьмаш» совокупная стоимость акций этих компаний, подлежащих продаже, составляет примерно $1,4 млрд. Таким образом, расходы в размере 2% на организаторов оцениваются на уровне $28 млн долл. Хотя, не исключено, что услуги лид-менеджеров по частному размещению 50% минус две акции небольших «дочек» будут стоит РЖД не 2%, а 1,4%. К примеру, расходы по размещению 50% минус две акции «РЖДСтроя» оцениваются в $3,5 млн.: $2,5 млн. — вознаграждение организаторам и $1 млн. — плата за услуги юридического консультанта. Впрочем, окончательный размер вознаграждений банков-организаторов будет определен по итогам тендеров на участие в IPO и частных размещений «дочек» транспортного монополиста.
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет!
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. ОАО РЖД было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание Компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384. 1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО РЖД.
Учредителем и единственным акционером ОАО РЖД является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО РЖД по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. На 07.07.2009 г. размер уставного капитала составил 1 583 197 189 000 руб, он разделён на 1 583 197 189 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
На сегодняшний день эксплуатационная длина железных дорог составляет 85,2 тыс. км., протяженность электрифицированных линий - 42,9 тыс. км. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы России составляет 43%, доля в пассажирообороте транспортной системы России - 41%.
Как пояснил пресс-секретарь президента РЖД Александр Пирков, компания пока не комментирует возможные затраты на услуги организаторов IPO и частных размещений «дочек» РЖД, поскольку все расчеты являются предварительными.