По данным газеты «Коммерсантъ», Росимущество может заработать на срыве продажи 73% акций порта Ванино более 40% от стартовой стоимости госпакета. Ведомство подало иск о взыскании с компании «Сэлтехстрой», победившей в аукционе, $10 млн за просрочку оплаты акций. Совладелец «Сэлтехстрой» правнук Анастаса Микояна - Иван Микоян, отказавшись покупать порт, уже лишился более $3 млн задатка.
Победитель аукциона, заключивший договор купли-продажи имущества, должен оплатить актив в течение пяти рабочих дней после указанной в договоре даты (по Ванино — 24 июня). Еще пять рабочих дней составляет «допустимая» просрочка. Если деньги так и не поступают, Росимущество расторгает договор, а претендент лишается задатка и оплачивает каждый календарный день просрочки из расчета 0,2% от итоговой цены аукциона. В случае с Ванино (в целом 14 дней) это около 302 млн руб.
Громкий аукцион по продаже 73% акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» состоялся 19 мая. На актив претендовали 14 компаний, в том числе «Сибуглемет», СУЭК, En+ Group Олега Дерипаски и UCLH Владимира Лисина. По неофициальным данным, среди претендентов были и структуры ОАО РЖД. В ходе торгов было сделано более 700 шагов, и наибольшую цену предложило малоизвестное ООО «Сэлтехстрой» — 10,8 млрд руб. при стартовой стоимости акций 934 млн руб.
Сразу после аукциона представители других претендентов обвинили «Сэлтехстрой» в попытке срыва аукциона. Они были уверены, что компания не станет платить за Ванинский порт. Так и произошло. В начале июля Иван Микоян сказал, что отказывается от сделки. Причинами, по его словам, стала нехватка «адекватной информации о состоянии порта до аукциона», а также результаты анализа актива, который сотрудники «Сэлтехстроя» провели уже после торгов. По признанию Ивана Микояна, оказалось, что «порт не стоит таких денег». В результате бизнесмен потерял задаток в размере 93 млн руб.
По словам представителя Росимущества, подобные ситуации происходят «крайне редко». Последний громкий срыв приватизации был в 2008 году, когда Evraz Group предложила за лицензию на разработку Межегейского угольного месторождения в Туве в 48 раз больше стартовой цены — 17 млрд руб., но в начале 2009 года отказалась от покупки в связи с кризисом.
Отсутствие судебных претензий к Evraz Group представитель Росимущества объясняет тем, что тогда ведомство находилось в процессе реорганизации, да и отказ покупать актив из-за кризиса понять было можно. «Но в случае с Ванино все было направлено на срыв, на причинение ущерба другим претендентам и государству,— говорит представитель Росимущества.— Поэтому мы вынуждены поступать жестко». Сейчас Росимущество проводит повторную оценку порта, чтобы выставить его на новый аукцион.
Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» — крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Основным владельцем компании пока является государство (55 % акций).
«Ванинский порт» — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 000 тонн. В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой.
Грузооборот компании в 2009 году составил 6 млн. тонн. Основными грузами являются уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руда, контейнеры. Участники портового и угольного бизнеса уверены, что аукцион был сорван в интересах нынешнего менеджмента Ванино.