Росимущество ищет альтернативные способы использования денег, полученных от продажи госактивов. До 2016 года от продажи крупных госактивов государство планирует выручить не менее 760 млрд руб. На 2013 год эта планка на отметке в 260—270 млрд руб. В эту сумму входят средства от приватизации банка ВТБ (10—25,5%), АК «Алроса» (7—14%), «Роснефти» (пакет до 6%), «Архангельского тралового флота» (100%), ТГК-5 (25,1%), авиакомпании «Сибирь» (25,5%), «Мосэнергостроя» (25,5%), «Совкомфлота».
На следующий год согласована также и еще одна громкая продажа — пробное IPO РЖД. Для начала инвесторам будет предложено до 5% акций, а к 2016 году сократить долю в железнодорожной монополии планируется до 75,1%. По словам главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, на данный момент 25-процентный пакет акций компании оценивается в 280 млрд руб.
В Белом доме уверяют, что пополнение бюджета — не единственная цель продажи госактивов. «Сделкам, когда продается часть акций и все доходы направляются в госбюджет, как одна из возможных альтернатив рассматривается направление средств приватизации этих компаний обратно в компании. На инвестиционные программы, для того чтобы продолжать развивать и наращивать капитализацию компаний», — заявила на парламентских слушаниях в Госдуме Глава Росимущества Ольга Дергунова.
В целом как инструмент такой подход применим к компаниям любого размера, пояснила г-жа Дергунова. Однако в качестве первых шагов ведомство планирует обсудить такую схему с крупными компаниями, «где есть долгосрочные стратегии развития и инвестиционные программы, утвержденные советами директоров», добавила она.
В качестве механизмов возврата средств Росимущество предлагает четыре варианта. Деньги могут вернуться из бюджета в качестве «дотаций по не- или низкорентабельным проектам из инвестпрограмм» (в том числе социально ориентированным проектам), как долгосрочные кредиты или субсидии по кредитной ставке (через институты развития или банки), через госзаказ и «инвестиции в капитал», говорит представитель ведомства.
Из перечисленного наиболее эффективными способами являются «дотации, кредиты и госзаказ», полагают аналитики. «То есть все из предложенного, кроме инвестиций в капитал, так как это процесс, обратный приватизации», — считает стратегист Sberbank Investment Research Ованес Оганисян.
Не менее эффективным мог бы оказаться и инструмент инфраструктурных облигаций, «которые будут выпускать приватизируемые компании и в которые государство будет инвестировать деньги, полученные от приватизации», добавляет эксперт. «Финансовая дисциплина для компаний в случае с применением схемы с инфраструктурными облигациями гораздо выше, — соглашается начальник аналитического отдела RMG Алексей Минаев. — Компания берет на себя определенные обязательства».