В части управления федеральным имуществом сейчас государство руководствуется концепцией 1999 года. В марте 2010 года после проверки Росимущества контрольным управлением президента тогдашний глава государства Дмитрий Медведев дал команду разработать новую концепцию. На данный момент проект документа готов (концепция рассчитана до 2018 года).
Один из главных пунктов документа — минимизация количества объектов, составляющих российскую казну. Согласно плану, обозначенному в предварительной версии концепции, к 2015 году доля имущества в казне должна составить не более 50%, а к 2018‑му — уже полностью исключена. Сейчас, согласно реестру федерального имущества, учтено около 85,6 тыс. объектов казны.
Говорится в документе и об улучшении показателей для земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Сейчас их насчитывается порядка 314,5 тыс. общей площадью 1,2 млрд га. Предполагается, что к 2015 году доля учтенных участков (по отношению к выявленным) составит 30%, в 2018‑м — все 100%.
Также к 2018 году должны сократиться и сроки оказания услуг по предоставлению земельных участков до 15 дней, должны быть полностью оформлены земельно-правовые отношения и существенно увеличиться доля участков, вовлеченных в оборот (к 2018 году до 50% от площади).
Всего в части эффективного управления земельными участками предусмотрено 17 ключевых мер. Однако в Росимуществе считают, что их можно еще дополнить. Так, ведомство предлагает решить проблему с перепрофилированием земельных участков, занимаемых соцобъектами.
«Многие территории сейчас недостаточно или совсем не обеспечены социальными объектами: недостает детских садов, помещений для социальных служб. Примеров продажи пионерских лагерей и затем строительства на них коттеджных поселков масса», — заявила советник руководителя Росимущества Ирина Шестак.
По словам чиновницы, в качестве экономических мер по надлежащему использованию таких участков можно рассмотреть возможность продажи (или передачи в собственность) соцобъектов с сохранением их целевого назначения и с обязательством по приведению их в надлежащее состояние. «В случае если это не будет проведено — наложить мораторий на совершение сделок в течение определенного периода, расторгнуть договор. А если произошло изменение целевого назначения (категории) — взыскать разницу между рыночной стоимостью до и после перепрофилирования», — предлагает г-жа Шестак.
Правда, подобная инициатива может отпугнуть инвесторов. Ввести подобное обременение можно, но оно чревато негативными последствиями ввиду отсутствия спроса со стороны инвесторов.
Также Росимущество предлагает задуматься над возможностью перераспределения вырученных от продажи или аренды земли средств. Сейчас 100% доходов от распоряжения землями поступает в федеральный бюджет, таким образом, мотивации у других уровней власти просто нет, говорит г-жа Шестак.
«Мы предлагаем обсудить возможность изменения в долгосрочной перспективе распределения денежных средств. Это может быть 70 на 30%, то есть 30% получает муниципальное образование, район или поселение. Может быть иное распределение. По крайней мере это даст мотивацию для местных властей по созданию и развитию инфраструктуры таких объектов», — объясняет она. Реализация такой идеи существенно помогла бы местным бюджетам. Муниципальный уровень бюджета на данный момент является самым недофинансированным.