Крупнейший производитель продуктов питания в мире швейцарская Nestle анонсировала сделку по покупке подразделения Pfizer по производству детского питания за $11,85 млрд.
Повышенный интерес Nestle, которая обошла в борьбе за актив своего ближайшего конкурента — французскую компанию Danone (предложение от Danone оказалось почти на $1 млрд. меньше), объясняется широкой географией продаж детского питания от Pfizer. Ее продукция представлена примерно в 60 странах, однако 85% объема продаж составляют развивающиеся рынки, при этом до половины продаж Pfizer осуществляется в Китае, где Nestle с 2005 года постепенно теряет свою рыночную долю. Для Pfizer текущая сделка представляет отличный шанс избавиться от непрофильного актива, который достался компании в 2009 году вместе с поглощением корпорации Wyeth.
Предложение о покупке со стороны Nestle оказалось весьма щедрым, однако оно вполне соответствует стоимости подобного актива исходя из истории последних сделок в отрасли. Все аналогичные компании оценивались покупателями в диапазоне, превышающем их EBITDA от 16 до 22 раз. В случае с Pfizer эта сумма превышает EBITDA в 19,8 раза, что вполне обоснованно, учитывая то, что подразделение компании будет отлично соотноситься с уже имеющимся у Nestle бизнесом.
Согласно оценке самой Nestle, новый актив поможет компании увеличить собственные продажи детского питания с $5 млрд до $7 млрд. ежегодно. Дальнейшие перспективы Nestle на этой ниве выглядят еще более радужно: по оценкам Euromonitor International, объем глобального рынка детского питания будет ежегодно расти на 6% в ближайшие пять лет.
Тем не менее, радоваться успехам Nestle пока рано — сначала сделке предстоит получить одобрение антимонопольных властей нескольких стран. Антимонопольные органы могут предъявить претензии в общей сложности к 25% продаж детского питания Nestle. В таком случае компании придется избавиться от части своих активов, продав их конкурентам. Возможно, среди них даже окажется Danone, проигравшая компании битву за активы Pfizer.
Помимо собственно фармацевтической продукции концерн Pfizer производит несколько видов детского питания — молочные смеси (Promil, Promil Gold), а также специальные смеси для вскармливания детей с пониженным весом (S-26 LBW) и нарушенным пищеварением (Nursoy Gold) — и пищевые добавки для беременных.
По итогам 2011 года прибыль подразделения детского питания составила $2,14 млрд — 3% от общей прибыли Pfizer объемом $67,4 млрд. Доля Pfizer на мировом рынке детского питания составляет 6%, тогда как аналогичный показатель Nestle достигает 17%.