Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 809,85  (-29,88%)
1 065,54  (+5,36%)
6 584,29  (-3,19%)
115 338,02  (+56,58%)
4 516,80  (+4,87%)
66,91  (+0,68%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Статьи
  • Скупка долгов Amtel-Vredestein оказалась выгоднее производства шин

Скупка долгов Amtel-Vredestein оказалась выгоднее производства шин

08.08.2011, Ведомости, Александра Терентьева

По данным газеты «Ведомости», скупка долгов обанкротившегося шинного холдинга Amtel-Vredestein оказалась прибыльной для «Сибур». Президент «Сибура» Дмитрий Конов обещал, что холдинг будет выходить из шинного бизнеса с максимальной выгодой. Так и получается. Активы разорившейся Amtel-Vredestein, Воронежский и Кировский шинные заводы, «Сибур» собирается продать СП «Ростехнологий» и Pirelli за €222 млн. Доходность этой сделки для «Сибур» составит около 40% годовых. Цифра складывается из дохода, который «Сибур» получил за год от операционной деятельности заводов, плюс разница между суммой, заплаченной за контроль над активами, и ценой продажи.

«Сибур» долго искал возможность заполучить активы Amtel-Vredestein. Первую попытку он предпринял в кризис. Amtel-Vredestein с трудом справлялась с долгом в $700 млн на фоне резкого падения спроса на шины. В 2008 г. «Сибур» договорился об объединении Amtel-Vredestein с «Сибур — русскими шинами». Холдинг должен был получить в объединенной компании 60,5%, а акционеры Amtel-Vredestein — остальные 39,5%. Последняя должна была привлечь $150 млн, но не смогла.

Тогда «Сибур» предложил кредиторам Amtel-Vredestein обменять долги российских структур холдинга (около $500 млн) на облигации «Сибур — русские шины», которые в 2012 г. можно было бы конвертировать в 45% акций производителя шин. Но и это не получилось сделать.

Тем временем положение Amtel-Vredestein становилось все хуже: за долги был продан голландский завод Vredestein Banden (холдинг начал называться Amtel), на российских «дочках» — холдинговой компании «Амтел-Фредештайн», заводах «Амтел-Черноземье» (Воронеж), «Амтел-Поволжье» (Киров), розничной сети AV-TO — было введено наблюдение. Тогда «Сибур» начал скупать долги этих структур. Тем же занялся и основной акционер — «Альфа-групп» (владела 25% акций Amtel).

Найти компромисс удалось в июне 2010 г. — «Сибур» выкупил долги у «Альфы». Под контроль «Сибура» перешли права требования на 17 млрд из 19 млрд руб. задолженности российских структур Amtel. Предположительно, дисконт к номиналу доходил до 80%. Сейчас на Кировском заводе введено внешнее управление. Воронежский проходит конкурсное производство, которое завершится в ноябре.

 Amtel-Vredestein (AMV) — российско-голландская шинная компания. Головная компания — Amtel-Vredestein N.V. — зарегистрирована в Нидерландах, её штаб-квартира находится в Энсхеде. По решению окружного суда города Амвел (Нидерланды) от 29 апреля 2009 года компания Amtel-Vredestein N.V. признана банкротом.

Компания «Амтел» предпринимателя индийского происхождения Судхира Гупты начала свою деятельность в 1987 году, шинным бизнесом занялась в 1999 году. В 2005 году после покупки голландского производителя шин Vredestein Banden российские и голландские шинные активы группы были объединены в компанию Amtel-Vredestein.

В конце июня 2008 года было объявлено о слиянии Amtel-Vredestein и другого крупного российского производителя шин компании «Сибур — русские шины» (100%-ной дочерней компании «Сибур-холдинга»). Планировалось, что сделка будет проведена в форме поглощения меньшей компанией большей: путём приобретения Amtel Vredestein акций «Сибур-Русские шины» в обмен на допэмиссию собственных акций. После этого доля нынешних собственников AV в акционерном капитале объединённой компании должна была составить 30-40 %. В марте 2008 года эта сделка была отменена.

В мае 2009 года нидерландское предприятие Vredestein Banden было продано индийской компании Apollo Tyres за сумму порядка €150 млн., которая пойдёт на покрытие долгов. С момента основания компании и до августа 2007 года её крупнейшим акционером был предприниматель Судхир Гупта, одновременно занимавший пост председателя совета директоров. В августе 2007 года он продал большую часть принадлежавшего ему пакета акций.

Предположительно, пакет был продан нескольким инвестиционным фондам. Основными акционерами компании на июнь 2008 года являлись: структуры «Альфа-банк» (16,46 %), инвестиционный фонд Temasek (9,01 %), 67,82 % — в свободном обращении в виде GDR.

В 2005 году группа провела IPO на Лондонской фондовой бирже. Рыночная капитализация на 2 февраля 2008 года — около $202 млн.

Группа «Амтел-Фредештайн» в конце 2000-х годов являлась одним из пяти крупнейших производителей шин в Европе. В состав группы входили российское ОАО «Амтел-Фредештайн» (владеет Кировским и Воронежским шинными заводами), а также голландский производитель шин класса «премиум» Vredestein Banden (Tyres) B.V. Предприятия группы выпускали шины для легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, авиационной и специальной техники, мотоциклов и велосипедов под марками Vredestein, Amtel и Maloya. Помимо производственных активов, компания владеет сетью комплексных центров автообслуживания «AV-TO».

В лучший 2007 год валовая рентабельность Amtel-Vredestein достигала 26,6%, напоминает аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова: получается, санация шинного бизнеса оказалась выгоднее производства шин.