По данным газеты «РБК daily», сделка по приобретению контрольного пакета акций украинского водочного холдинга Nemiroff польской компанией CEDC за $300 млн. может не состояться. Еще один алкогольный гигант с польскими корнями компания Stock Spirits на минувшей неделе заявила о своей заинтересованности в покупке Nemiroff. Предложение Stock Spirits может быть более выгодным, чем у CEDC, которая еще не оправилась от убытков, полученных при покупке российских активов.
Если Stock Spirits удастся перебить предложение CEDC (в России владеет ГК «Русский алкоголь», ТМ «Зеленая марка»), на алкогольный рынок СНГ выйдет одна из самых агрессивных и быстрорастущих компаний. Показав 70-процентный рост в 2009 году в Польше, Stock Spirits обогнала CEDC и вышла на первое место на польском рынке с долей 30%. В Чехии компания занимает 36% рынка крепкого алкоголя.
Stock Spirits была образована в 2007 году путем слияния активов Camis & Stock и Polmos Lublin, принадлежащих британской инвесткомпании Oaktree Capital Management. В настоящий момент компания представлена на шести центральноевропейских рынках, а также в Италии и США. Возможное приобретение Nemiroff позволит Stock Spirits не только выйти на новый для себя рынок, но и получить сильный международный бренд.
О желании Stock Spirits вступить в переговоры по покупке 70—80% акций Nemiroff в конце прошлой недели сообщили польские СМИ. В интервью польской газете Parkiet президент компании Stock Polska Марек Малиновски заявил, что компания рассматривает возможность приобретения Nemiroff. Однако в отличие от CEDC, которая хочет заполучить Nemiroff любой ценой, так как эта покупка была изначально прописана в стратегии развития компании, в рамках которой уже приобретены активы в России — ГК «Русский алкоголь», ГК «Парламент» и Whitehall, — Stock Spirits купит украинского водочника только в том случае, если сочтет цену сделки привлекательной для себя.
«Немирофф» — украинская водочная компания, основанная в 1992 году. Входит в состав международного «Немирофф Холдинг» — одного из крупнейших производителей крепкого алкоголя, продукция которого поставляется в 55 стран мира. В структуру холдинга входят Управляющая компания «Немирофф», Украинская водочная компания «Немирофф», Дочернее предприятие (ДП) «Алко Инвест», Торговое представительство «Немирофф» в России и Торговое представительство «Немирофф» в Польше, а также Немирофф International со штаб-квартирой в Будапеште (Венгрия).
Производственные мощности компании 2 ликероводочных завода и спиртовое производство находятся в городе Немиров (Винницкая область, Украина). Розлив продукции в России осуществляется на мощностях ОАО «Ликероводочный завод «Ярославский» (входит во ФГУП «Росспиртпром»).
Ассортимент напитков компании состоит из 28 позиций. Флагманскими брендами являются водки Nemiroff «Оригинальный», «Украинская медовая с перцем», «Украинская березовая особая», «Ржаная с медом», Немирофф Premium и Немирофф LEX. Бренд представлен во всех основных ценовых сегментах.
Общий объем производства в 2008 году — 7,7 млн дал., объем продаж — $482,9 млн. Долг компании в 2009 году составил $10,5 млн. Год назад около 40% акций компании принадлежало Якову Грибову, еще по 30% у Анатолия Кипиша и Степана Глуся.
Польские аналитики считают, что Stock Spirits может составить серьезную конкуренцию CEDC в переговорах по покупке Nemiroff. Эксперты обращают внимание на то, что CEDC испытывает проблемы с долговой нагрузкой и имеет дефицит свободных средств, которые могли бы пойти на закрытие сделки с владельцами украинской компании. В апреле 2010 года CEDC объявила о продаже своего дистрибьюторского подразделения — компании Eurocash SA — за 400 млн польских злотых ($138 млн.). По мнению аналитиков, эти средства и должны пойти на покупку Nemiroff.
Руководитель отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз также сомневается, что CEDC потянет сделку с Nemiroff при наличии такого серьезного конкурента. «Я вообще не рассматриваю CEDC как претендента на покупку Nemiroff, — заявил г-н Дробиз. — У них просто нет на это денег. Они до сих пор не могут оправиться от убытков, которые они понесли с приобретением российских компаний».
По мнению г-на Дробиза, нынешние владельцы Nemiroff, учитывая несомненный международный потенциал бренда, могут рассчитывать на то, чтобы поднять цену сделки до $500 млн. При этом ежегодные вложения нового владельца в продвижение Nemiroff в мире должны составить порядка $100 млн.
В компании CEDC знали, что при покупке Nemiroff ей придется столкнуться с конкурентами, и Stock Spirits лишь один из них. B настоящий момент CEDC готовит предложение владельцам Nemiroff, основанное на оценке компании, которая кажется приемлемой в Варшаве.