Сегодня обострение конкуренции наблюдается в самых разных секторах экономики и на разных уровнях: на мировых рынках, на рынках отдельных стран и на региональных рынках. Ужесточение конкуренции подталкивает компании к укрупнению. Одни выбирают ускоренный рост, за счет заимствований или привлечение инвесторов, другие выбирают путь слияний и поглощений.
По данным экспертов ежегодно в России происходит около 2000 слияний и поглощений. Но часто «захватчика» не интересует ни развитие производства, ни благополучие работников, ни судьба самого предприятия. Не ушла в прошлое и практика захвата предприятий с целью получения контроля над финансовыми потоками или возможности перепродажи ценных производственных активов. В настоящее время практически любое предприятие, рыночная стоимость активов которого превышает 5 млн. долларов, либо среднегодовой доход приближается к 10 млн. долларам, может стать объектом попытки захвата или недружественного поглощения.
По опыту работы компании «Аюдар» с клиентами, технологии предпринимавшихся против них попыток недружественного поглощения постоянно видоизменяются. Они могут включать в себя работу с миноритарными акционерами с целью скупки акций, использование судебных исков для ареста части акций, изъятие у независимых регистраторов реестра акционеров для проведения манипуляций с ним, с целью проведения нужных решений на собрании акционеров, возбуждение процедуры банкротства и получение контроля над предприятием путем назначения своего арбитражного управляющего. Применяются и иные способы как юридически законного использования имеющихся в законодательстве противоречий, так и вполне криминальных схем, только формально опирающиеся на положения одних законов и юридических норм, а на деле грубо нарушающие многие другие.
По мере взросления российского бизнеса, его перехода к общепризнанным моделям развития и с развитием законодательства, регламентирующего работу акционерных обществ, а также с усилением контроля за соблюдением компаниями законодательства, регулирующего различные стороны деятельности экономических субъектов (от уплаты налогов до соблюдения экологического законодательства), в российской деловой практике стали появляться и гринмейлеры. Скупив небольшой пакет акций, они получают доступ к внутренней отчетности предприятия, и если в ней есть нарушения, шантажируют руководство предприятия, требуя выкупить свой пакет с большой премией. Эффективно бороться с гринмейлом не всегда умеют и в развитых странах. В России эта проблема осложняется невозможностью составления по западному опыту даже «черных списков» гринмейлеров, потому что у нас менеджмент и собственники предприятия очень часто до последнего не знают, кто их захватывает или становится акционером предприятия.
В качестве примера можно привести Центр химии лекарственных средств – государственное унитарное предприятие, занимающееся научными исследованиями. Директор Центра был противником приватизации данного института, так как она должна была состояться по бросовым ценам. После чего в деятельности Центра были найдены незначительные нарушения, которые и стали основанием для совершения рейдерской атаки. Руководители организации совместно с представителями региональной власти обратились в прокуратуру, но получили ответ, что в этих действиях не усматривается нарушений и нет оснований для прокурорского реагирования. Таким образом, сама система нынешнего законодательства препятствует предотвращению захватов и защите предприятий.
Сегодня в поправках нуждаются около 10 законов. Ведь до сих пор нет такого понятия, как «корпоративный спор» или точного определения «недружественного захвата». Сейчас действия рейдеров квалифицируются тремя статьями Уголовного кодекса РФ: ст. 159 (мошенничество), ст. 330 (самоуправство) и ст. 327 (подделка документов). Нет необходимости создавать новые законы. Следует просто исключить лазейки в действующем законодательстве.
С одной стороны, государство прислушивается к мнению экспертов, утверждающих, что для повышения конкурентоспособности российские компании должны укрупняться, и поэтому опасается затруднить процесс поглощения более эффективными компаниями менее эффективных. С другой стороны попытки совершенствования законодательства для уменьшения возможности захвата чужих активов наталкиваются на мощное противодействие лоббистов от бизнеса, построенного на переделе собственности, и поэтому очень редко приводят к действенным результатам.
Российское рейдерство резко отличается от западного, хотя подобное явление является общемировым. Рынок слияний и поглощений в России намного более криминализован. Помимо рыхлости и несовершенства законодательной базы, рейдерству способствует коррупция чиновников и правоохранительных органов, которая существенно облегчает деятельность захватчиков: ведь на каждом документе должна стоять подпись некоего должностного лица. Во многих странах, например, создают черный список рейдеров, и это помогает.
Что касается возможных схем защиты, то, хотя каждый случай захвата уникален, существует ряд общих механизмов:
• Первое направление - юридическая оборона, когда выстраивается четкая схема управления предприятия, существование чистой и прозрачной истории приватизации.
• Второе направление - социальные меры: работа с трудовым коллективом, а также с профсоюзами, бывшими сотрудниками и пенсионерами предприятия, которые имеют на руках небольшое количество акций и всегда готовы их продать.
• Необходимо формирование позитивного имиджа предприятия, занятия благотворительностью, работа со СМИ и хорошие связи с местными регистрирующими органами.
• Финансовая оборона - четкая налоговая и финансовая отчетность; притом, что нет предприятий без нарушений в финансовой сфере, нельзя дать возможность рейдерам воспользоваться ими. Необходимо аккуратное обращение с кредиторской и дебиторской задолженностью.
• Имеют значение и административные меры: при этом стоит учитывать, что этот вопрос достаточно проблематичен, в связи с упоминавшимся высоким уровнем коррупции.
• Имеют значение и чисто практические меры - надежная и эффективная охрана здания, которое может стать объектом силового захвата, так как в большинстве случаев рейдеров интересует не производство, не интеллектуальная собственность, а именно недвижимость.
В современной России есть собственность, но не сформирован институт собственности. Нет четкой нормативно-правовой базы, защищающей собственников, в том числе и в их коммерческой деятельности. Необходимо провести четкую границу между добросовестными и недобросовестными поглощениями, определить понятие "недружественный захват предприятия", ввести его в юридический оборот. Кроме того, необходимо создать общегосударственный реестр акционеров и центральный национальный депозитарий публичных акционерных обществ, с тем, чтобы эффективнее защищать права собственников.
Защита бизнеса на корпоративном уровне (когда предприятие самостоятельно или с помощью приглашенных консультантов организует «оборону») должна дополняться системной защитой экономических субъектов от попыток «передела собственности» на уровне законодательства. Именно законодательство должно поставить жесткие рамки, в которых органы власти могут и должны действовать и четко определить процедуру вмешательства органов власти, чтобы чиновники не могли самостоятельно решать, на какой стороне им играть, в случае корпоративного конфликта. При этом выработка практических рекомендаций по законодательным инициативам должна в обязательном порядке опираться не только на общепринятые в цивилизованном мире законодательные принципы, но и на практический опыт экспертов по противодействию враждебным поглощениям, чтобы соединить мировой опыт со спецификой российской экономики.