Компания Calexco (Люксембург), связанная с украинским бизнесменом Константином Жеваго, выкупит за $4 млн у норвежской Bergen Group ее оставшуюся 30%-ную долю в судостроительном СП — компании NorYards AS, следует из сообщения Bergen Group. NorYards AS владеет двумя норвежскими верфями. Сделка, как ожидается, завершится до конца августа 2014 г. У Жеваго будет три верфи, включая принадлежащий ему крымский «Залив».
Завод специализируется на строительстве судов для нефтегазового сектора, изготовлении офшорных конструкций и продукции судового машиностроения, говорится на сайте «Залива». Он имеет стапель грузоподъемностью 2300 т и сухой док длиной 360 м и шириной 60 м. Это позволяет предприятию строить газовозы. Сотрудничать с ним было бы интересно крупнейшей российской судостроительной корпорации — ОСК, которая для выпуска газовозов пока только строит верфь «Звезда» на Дальнем Востоке, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Интерес к сотрудничеству с «Заливом» подтверждает человек, близкий к ОСК. В апреле Минпромторг сообщал, что разрабатывает программу загрузки судостроительных предприятий Крыма и Севастополя, которые простаивают или работают неполную неделю.
Представитель Минпромторга вчера на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель ОСК от комментариев отказался. Связаться с представителем Calexco не удалось. «Принято решение, что нам для интеграции крымских верфей нужно не отбирать, а договариваться», — сказал человек, близкий к ОСК. В Крыму около 10 судоверфей, Россия рассматривает различные варианты интеграции, включая покупку, обмен, аренду, добавляет источник, близкий к одной из российских судоверфей. Подробности неизвестны.
Жеваго получит судостроительный холдинг полного цикла — от выпуска корпусов (на «Заливе») до их оснащения (на норвежских верфях), отмечает Бурмистров. Такой комплекс, который обладает всеми необходимыми компетенциями, был бы интересен ОСК, поскольку позволит, не дожидаясь строительства «Звезды», уже сейчас выполнять заказы нефтегазовых компаний по строительству газовозов, а также увеличить мощности для выпуска танкеров и морских платформ, думает эксперт. Возможно, будет создано СП, в котором ОСК получит контроль в обмен на гарантии загрузки мощностей «Залива», размышляет он. Но человек, близкий к ОСК, отмечает, что в схеме сотрудничества «Залива» с Норвегией могут быть сложности из-за ограничений, введенных ЕС. Если страной происхождения является не Украина, а Крым, то такую технику нельзя экспортировать на европейский рынок, поясняет он.