В «битву титанов» - двух крупных хедж-фондов за Herbalife вмешался инвестор Карл Айкан. Он приобрел «малую долю» акций производителя пищевых добавок, бизнес которого миноритарии назвали «пирамидой». Проверить это утверждение решила Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Появление на сцене Айкана добавляет интриги битве за Herbalife, которую в конце 2012 г. начали крупные хедж-фонды Third Point Дэна Лоэба и Pershing Square Capital Management Билла Экмана.
Фонд Экмана в конце прошлого года открыл короткие позиции на 20 млн акций Herbalife на $1 млрд. Эта сумма равна 9% активов под управлением Pershing Square. Капитализация Herbalife на тот момент составляла $4,5 млрд.
20 декабря Экман обнародовал презентацию, в которой обвинил Herbalife в том, что ее бизнес является пирамидой, и заявил, что контролирующие органы должны закрыть компанию. Экман утверждает, что основная цель компании — не продавать товары потребителям, а рекрутировать дистрибуторов в свою сбытовую сеть, что он считает ключевым признаком пирамиды. Дистрибьюторы зарабатывают от рекрутинга на порядок больше, чем от продажи переоцененных продуктов настоящим розничным клиентам — 92% дохода дистрибуторы получают от найма новых агентов, сказал Экман.
«Утверждение, что Herbalife — пирамида, — фальшивка», — отреагировала компания.
В схватке двух гигантов Айкан, очевидно, играет против Экмана. Отношения у двух инвесторов непростые: они вели многолетнюю судебную тяжбу за сумму в $4,5 млн. В марте 2012 г., выступая на одной из конференций и давая краткую оценку действиям своих конкурентов, Экман назвал Айкана среди тех инвесторов, которых он «не уважает». В ответ последний заявил, что «любую критику со стороны Экмана он воспринимает как комплимент».
Компания прямых продаж Herbalife основана Марком Хьюзом в 1980 г. в Калифорнии. Компания начала работать в 1980 г. и продавала продукт в коробках, по 12 банок в каждой.
В 2000-х произошел переход от банки к порции. Сейчас цифры таковы: 18% дистрибьюторов компании зарабатывают себе на жизнь именно тем, что работают дистрибуторами Herbalife, а 82% – люди так называемого одного уровня, которые покупают продукт у дистрибьютора или компании, но для личного пользования или перепродажи другу, члену семьи. Если они что-то и зарабатывают, то за счет наценки, а не за счет организации бизнеса.
Акционеры Herbalife: почти все акции – в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – Fidelity Management & Research (15,82%), Morgan Stanley (9,8%), Third Point (8,24%). Капитализация – $4,5 млрд. Финансовые показатели (9 месяцев 2012 г.): выручка – $3 млрд, чистая прибыль – $359,3 млн.