По данным газеты «РБК daily», китайские компании нефтегазового сектора с начала 2010 года направили на зарубежные приобретения почти $25 млрд. При этом на долю КНР пришлась пятая часть (20%) всех нефтегазовых сделок в секторе M&A в мире, хотя два года назад этот показатель был на уровне 4%.
Активность китайцев вполне объяснима. С 1999 по 2009 год потребление Китаем нефти выросло на 93%. За тот же период глобальное потребление нефти увеличилось на 11%. В прошлом году Китай обошел США и стал крупнейшим в мире потребителем электроэнергии. При этом страна покрывает 55% своих потребностей в энергоносителях за счет импорта.
Наиболее активно на рынке M&A вела себя китайская Sinopec. Компания потратила на слияния и поглощения $13,1 млрд. Эти средства пошли в том числе на покупку акций компаний Syncrude и Repsol Brasil, а также приобретение доли в проекте по разработке нефтеносных песков в Канаде. На втором месте CNOOC ($5,8 млрд.) В частности, компания потратила более $1 млрд. на приобретение доли в проекте по добыче нефти и газа на шельфе в Техасе.
Sinopec Corp. - китайская нефтяная и химическая корпорация (China Petroleum & Chemical Corporation) — китайская интегрированная энергетическая и химическая компания. Крупнейшая компания КНР, акции которой обращаются на бирже (по выручке 2006 года). Вторая по объемам добычи нефтегазовая компания страны (после PetroChina).
На 15 мая 2009 года крупнейшим держателем акций компании была китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corporation, Sinopec Group) — 75,84 %. Основные виды деятельности компании: разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений, продажа нефти и природного газа, переработка нефти, продажа нефтепродуктов, производство и продажа нефтехимической продукции.
Впрочем, эксперты не считают объем потраченных китайцами средств большим. «$25 млрд. — не так много в сравнении, к примеру, с $30 млрд., которые ExxonMobil направила на покупку местного разработчика шельфовых газовых проектов. Petrobras через допэмиссию привлекла $70 млрд.», — сказал экономист Оксфордского института энергетических исследований Уилли Ульсен.
В ближайшие годы активность компаний КНР по скупке энергоактивов за рубежом, вероятно, сохранится, хотя эффект будет ограниченным. «Ни одна из китайских сделок не затрагивает компании целиком, они просто расширяют диверсифицированный портфель активов. Эти расходы продолжатся, однако китайцы усвоили урок, что такие поглощения не предоставят им доступ к обширным ресурсам. С точки зрения гарантирования поставок в будущем важны также сделки по предоставлению Китаем целевых кредитов зарубежным компаниям, например «Роснефти», «Транснефти», PdVSA (Венесуэла), а также Бразилии, Казахстану и Туркменистану», — полагает г-н Ульсен.