Инвесткомпания DST Global, принадлежащая российскому бизнесмену Юрию Мильнеру, в этом году инвестировала в сервис по обмену сообщениями Snapchat по оценке этой компании в $7 млрд. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на два осведомленных источника.
Сколько именно Мильнер вложил в эту компанию, издание не сообщает. Однако добавляет, что Snapchat получил средства от DST Global совсем незадолго до того, как известный фонд Кремниевой долины Kleiner Perkins Caufield & Byers принял решение о раунде инвестиций в эту компанию, исходя из оценки в $10 млрд. Представитель DST Global отказался от комментариев.
Мильнер стал известен в Кремниевой долине после того, как в начале 2009 г. приобрел акции социальной сети Facebook по оценке в $10 млрд. DST выкупила тогда около 2% акций Facebook на $200 млн. А летом того же 2009 г. DST приобрела около 1,5% акций Facebook у ее сотрудников, в результате этой сделки соцсеть была оценена в $6,5 млрд. DST покупала акции Facebook в том числе на средства бизнесмена Алишера Усманова.
Тогда эта оценки бизнеса Facebook казались завышенными. На фоне мирового экономического кризиса компания испытывала сложности с привлечением средств, хотя еще в 2007 г. Microsoft оценивала Facebook в $15 млрд. Многие миноритарные акционеры соцсети в кризис хотели продать часть своих акций: летом 2009 г. Facebook предложила своим сотрудникам до 1 ноября продать часть своих акций исходя из оценки всей компания в $4 млрд, но затем передумала в связи с «невероятно тяжелой ситуацией» в мировой экономике. В этой ситуации приход российского инвестора в Facebook оказался очень кстати, тем более что Мильнер не требовал места в совете директоров Facebook.
Сейчас капитализация Facebook составляет на Nasdaq $196,7 млрд. За два года с момента IPO бумаги компании выросли на 400%.
После этого DST Global инвестировала в самые громкие проекты Кремниевой долины — Twitter, Zynga, Groupon. Впрочем, котировки Zynga и Groupon после IPO этих компаний упали в разы. После ряда сделок в Кремниевой долине Мильнер снизил свою активность на американском рынке. А в 2013 г. он перестал участвовать в поддержке стартапов через инкубатор Пола Грэма Y Combinator. Вскоре Мильнер обратил свое внимание на другие рынки — DST начала делать инвестиции в Китае (Alibaba), Индии (Flipkart) и т. п. Однако сделка со Snapchat свидетельствует о том, что Мильнера все еще интересует американский рынок, отмечает WSJ.
Snapchat пользуется популярностью у инвесторов несмотря на фактическое отсутствие у компании бизнес-модели. В конце 2013 г. Coatue Management инвестировала в Snapchat $50 млн по оценке $2 млрд за компанию. Сейчас идет сделка с фондом Kleiner Perkins, который готовится вложить в Snapchat $20 млн по оценке $10 млрд. А в августе этого года Financial Times сообщила о переговорах между Snapchat и Alibaba: китайская компания, по данным издания, может приобрести Snapchat за $10 млрд.
Основанная в 2011 г. компания Snapchat создала мобильное приложение для обмена мультимедийными сообщениями, содержимое которых самоуничтожается через установленный промежуток времени — обычно речь идет о нескольких секундах. Пользователи могут обмениваться текстовыми сообщениями, а также одиночными снимками или объединять снимки в серии, называемые «историями», — эти серии живут дольше снимков, до 24 часов.
По собственным данным Snapchat, в мае 2014 г. пользователи сервиса отправляли друг другу 700 млн фотографий и видео в день, а контент Snapchat Stories был просмотрен примерно 500 млн раз в день.