Российские законы о прямых иностранных инвестициях мягче, чем в Китае и Индии, но заметно жестче, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития. Таковы данные исследования ОЭСР «Перспективы международных инвестиций — 2007».
Исследование проводилось в 29 странах — членах ОЭСР, в которую входит большинство крупных экономически развитых государств, а также в 14 странах, не входящих в организацию, среди которых Китай, Индия и Россия. Оценивался уровень ограничений для иностранных инвесторов, существующих в законодательстве каждой из стран, по шкале от 0 до 1; 0 означал полную открытость. Показатель России составил 0,318, Индии — 0,401, Китая — 0,405, в среднем по ОЭСР — 0,144.
Очки начислялись за расхождения в правилах для иностранных и внутренних инвесторов — например, ограничения на долю компании в собственности иностранцев, — а также если в стране защищен государственный контроль над отдельными секторами.
Исследование не касается отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых. В России, по данным исследования, наиболее благоприятны для иностранных инвестиций ресторанно-гостиничный бизнес, строительство, торговля, бизнес-услуги, наиболее защищены электроэнергетика и финансы. В Австралии, Германии, Исландии, Израиле, Канаде, Китае, Корее, Мексике, Новой Зеландии, США, Франции и Японии действует законодательство, позволяющее правительству блокировать иностранные инвестиции в любые секторы — в случае угрозы национальной безопасности или «ключевым национальным интересам». Две трети стран ввели правила, ограничивающие инвестиции в отдельные секторы экономики.
Вопросы национальной безопасности учитываются в инвестиционной политике большинства стран, охваченных исследованием, но не многие из них четко определяют это понятие, сетуют исследователи. В половине стран опубликованы «закрытые» (не подлежащие расширению) списки сфер деятельности, где иностранные инвестиции ограничены. В 50% случаев в эти списки попали только виды деятельности, связанные с оборотом оружия и военных материалов. Остальные страны включили в списки покупку земельных участков в особо важных районах, энергетику и жилкомхоз, ядерную энергетику и авиакосмическую отрасль. Иностранные инвестиции в эти сферы либо вовсе запрещены, либо требуют дополнительных разрешений.
В Великобритании специальные правила действуют в отношении ПИИ в авиационную промышленность и ВПК, энергетику, морской транспорт — в случае если корабли компании зафрахтованы военными. В США дополнительно защищена телекоммуникационная отрасль, морские и воздушные перевозки, проведение работ по углублению морского дна. Франция специально контролирует иностранные инвестиции в авиастроение, ограничивает возможности иностранцев по покупке информагентств и сельхозкооперативов. Польша ограничивает покупку иностранцами аэропортов, земельных участков в приграничных районах.
Российское законодательство в области прямых иностранных инвестиций в целом более либерально, чем на других ключевых мировых развивающихся рынках, считает экономист «Дойче банка» Ярослав Лисоволик, а в энергетическом секторе, не охваченном исследованием, российский инвестиционный протекционизм отчасти уравновешен тем, что аналогичные меры действуют и в других странах, например в Евросоюзе. Наряду с особенностями законодательства большое значение имеет политика органов власти, особенно на местах, которая в исследовании не учитывается, заключает Лисоволик.
Проблемы с коррупцией и администрированием законодательства характерны и для других развивающихся рынков, особенно Китая и Индии, знает партнер Ernst & Young Александр Ивлев. В России закон о допуске иностранцев в стратегические секторы экономики может быть принят в ближайшее время. По законопроекту чиновники будут контролировать иностранные инвестиции в 39 стратегических отраслях. Иностранная компания, пожелавшая приобрести более 50% акций стратегического предприятия, должна будет получить разрешение на сделку.
Список стратегических отраслей в российском законе, вероятно, более широк, чем в большинстве аналогичных иностранных законов, считает проректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, но в целом российская система регулирования ПИИ будет сопоставима с действующими на крупнейших развивающихся рынках и в некоторых развитых странах. В США сохраняется возможность вмешательства политиков в любые крупные инвестиционные сделки, что показала неудачная попытка китайцев купить нефтекомпанию Unocal. Но и риск потери собственности, с которым сталкивается иностранный инвестор в России, выше, чем в развитых странах, предупреждает Гуриев.