01.04.2014 на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения опубликован законопроект Минфина РФ, вносящий определенный коррективы в законодательство о слияниях и поглощения. По сути, Законопроект является "реанимацией" предложенного ФСФР России в 2011 г. законопроекта, который, однако, был забыт на длительное время.
Законопроект предлагает изменения в правила главы XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – "Закон об акционерных обществах") по приобретению крупных (более 30 процентов) пакетов акций открытых акционерных обществ (далее – "общества"). Цели Законопроекта – защита прав акционеров и обеспечения баланса интересов всех участников процедуры поглощения. Они достигаются различными способами: (1) путем усиления контроля за процедурой поглощения со стороны государства, (2) путем ограничения прав лица, приобретающего акции общества (далее – "приобретатель"), и, наконец, (3) путем расширения прав самих владельцев ценных бумаг обществ (далее – "владельцы ценных бумаг").
1. Усиление контроля за процедурой поглощения со стороны государства.
1.1. Обязательное предварительное уведомление Банка России о добровольном или обязательном предложении во всех случаях независимо от характера приобретаемых ценных бумаг.
Если действующим законодательством предварительное уведомление предусмотрено только для публичной оферты о приобретении ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах (для необращающихся бумаг – уведомление в общество и Банк России направляются одновременно), то Законопроект предлагает установить предварительное уведомление Банка России во всех случаях. В целях защиты интересов инвесторов Банк России будет обязан раскрывать информацию о направлении предписания на своем официальном сайте в течение 15 дней.
1.2. Гармонизация государственного регулирования процедуры поглощения.
В настоящее время налицо несогласованность регулирования: у приобретателя возникает обязанность направить обязательное предложение, но он не может ее исполнить в виду отсутствия согласия антимонопольного органа, необходимого согласно Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – "Закон о защите конкуренции").
Законопроект предусматривает, что само добровольное или обязательное предложение должно содержать сведения о согласии уполномоченного органа на совершение такой сделки, что будет, в том числе, контролироваться Банком России. Антимонопольному органу в свою очередь будет запрещено в принципе давать согласие на приобретение голосующих акций по сделке, совершаемой в рамках обязательного предложения или влекущей обязанность сделать обязательное предложение, в случаях, если он не может позволить заявителю приобрести до 100 процентов голосующих акций общества в связи с возможным ограничением конкуренции.
1.3. Расширение круга лиц, рассматриваемых в качестве "единого приобретателя".
Вместо термина "аффилированные лица" Законопроект употребляет термин "связанные лица", который, продолжая охватывать своим содержанием аффилированных лиц, включает в себя в том числе:
• контролирующих и подконтрольных лиц, охватывая тем самым случаи косвенного контроля над обществом;
• лиц, между которыми заключены акционерное соглашение / соглашение об осуществлении прав участников, договор простого товарищества, договор о совместной деятельности или иной договор, направленный на установления контроля над обществом.
2. Ограничение прав приобретателя.
2.1.Ужесточение ограничений в отношении количества голосов, которыми вправе распоряжаться приобретатель в процедуре поглощения.
В настоящее время приобретатель, получивший контроль более чем над 30, 50 или 75 процентами общего количества голосов, до момента направления обязательного предложения в общество вправе голосовать только соответственно 30, 50 или 75 процентами голосующих акций.
Законопроектом предлагается количество голосов, которыми обладает приобретатель, ограничить 3/7 от общего числа голосов, которыми обладают иные акционеры, независимо от количества принадлежащих ему голосов, а срок действия указанных ограничений продлить до даты направления приобретателем отчета об итогах принятия обязательного предложения в Банк России, то есть до момента, когда владельцы ценных бумаг уже реализовали свое право на их продажу.
3. Расширение прав владельцев ценных бумаг.
3.1. Расширение круга выкупаемых ценных бумаг.
Действующее законодательство предусматривает, что в рамках добровольного или обязательного предложения могут быть приобретены только обыкновенные и голосующие привилегированные акции, а также конвертируемые в них бумаги. Законопроектом предлагается для целей главы XI.1 уравнять в правах владельцев всех акций и конвертируемых в них бумаг, независимо от того, предоставляют они права голоса или нет.
3.2. Предоставление права требовать выкупа ценных бумаг их владельцам при неисполнении приобретателем обязанности по направлению обязательного предложения.
Законодательством не предусмотрены способы защиты владельцев ценных бумаг в случае, если приобретатель неисполнил обязанность направить обязательное предложение. Судебная практика, как правило, не признает за владельцами ценных бумаг право обязать приобретателя направить обязательное предложение или выкупить ценные бумаги.
Законопроект предусматривает право владельцев ценных бумаг потребовать их выкупа. При этом владелец ценных бумаг указывает минимальную цену, по которой он готов их продать. Ранее ВАС РФ в Проекте постановления Пленума "О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части выкупа акций и применения главы XI.1) также предлагал подобный механизм защиты прав акционеров, что свидетельствует об объективных потребностях практики в подобного рода норме.
Законопроектом предусмотрены также некоторые иные изменения. В частности, предложено ужесточить требования о раскрытии информации о бенефициарах приобретателя, гармонизировать требования корпоративного законодательства и Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", увеличить срок для направления обязательного предложения до 50 дней и другие.
В целом следует признать, что Законопроект направлен на решение давно назревших проблем в области приобретения крупных пакетов акций, о которых еще в 2011 году говорила ФСФР России, и возвращение к этой проблематике вновь дает надежду, что Законопроект не будет забыт на очередные несколько лет.
Комментарий от 11.04.14