Минэкономразвития России подготовило проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования отдельных аспектов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)" (далее – "Проект"). Уже закончились общественные обсуждения Проекта, и в скором времени после доработок он должен быть внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Ниже рассмотрены наиболее заметные нововведения, которые Минэкономразвития России предлагает узаконить.
Расширение перечня сделок, подлежащих оценке на крупность
Проектом предлагается закрепить, что анализу на наличие признаков крупности, помимо прочего, подлежат также:
• трудовые договоры;
• сделки, предусматривающие обязанность общества передать во временное владение и/или пользование имущество (интеллектуальную собственность).
Учитывая, что такие сделки в ряде случаев действительно могут оказать существенное влияние на деятельность хозяйственных обществ, подобное уточнение является актуальным и соответствует сложившейся на сегодняшний день судебной практике.
Однако, к сожалению, Проект не учитывает, что трудовые договоры по большей части носят бессрочный характер, и не уточняет в этой связи в отношении каких конкретно категорий работников и выплат должен проводиться анализ на наличие признаков крупности (хотя это позволило бы сократить количество необходимых одобрений трудовых договоров, которые хоть и формально, попадают под признаки крупности, но не должны одобряться с точки зрения разумного предпринимательства).
Решение проблемы несоответствия балансовой и рыночной стоимости отчуждаемого имущества
Проект предлагает в целях анализа наличия признаков крупности в случае отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставлять не только балансовую стоимость этого имущества (как сейчас), но и цену его отчуждения (если ее значение выше). Такое уточнение направлено на исключение злоупотреблений менеджмента, когда отчуждается имущество с низкой балансовой стоимостью по высокой цене (сейчас формально такую сделку можно не одобрять).
Уточнение перечня сделок, не требующих одобрения
В Проекте предпринята попытка упорядочить перечень сделок, не требующих одобрения в качестве крупных или сделок с заинтересованностью, что, безусловно, направлено на сокращение количества спорных ситуаций, актуальных сегодня (поскольку сейчас подход законодателя не всегда последователен). Важным с точки зрения стабильности гражданского оборота представляется предложение об исключении необходимости одобрения основных договоров, когда были одобрены соответствующие предварительные договоры – тогда стороны не смогут "выходить" из сделки, когда это им станет выгодно, со ссылкой на отсутствие одобрения основного договора.
Разъяснение понятия сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности
Проект предпринимает похвальную попытку решить актуальный на сегодня вопрос о том, что понимается под сделками, совершаемыми в процессе обычной хозяйственной деятельности. Предполагается, что к таким сделкам должны относиться сделки:
• не отличающиеся существенно по своим основным условиям от аналогичных сделок, неоднократно совершавшихся до этого обществом в течение продолжительного периода времени; и/или
• не отличающиеся существенно по своим основным условиям от аналогичных сделок, совершаемых иными лицами, занимающимися аналогичным видом деятельности.
Представляется, эти критерии изобилуют оценочными понятиями ("существенно", "основные условия", "аналогичные сделки", "продолжительный период времени", "аналогичный вид деятельности") и, по сути, оставляют решение вопроса об отнесении конкретной сделки к "обычным" для общества на усмотрение суда. На практике это вряд ли полностью исключит сложившиеся на сегодня злоупотребления.
Уточнение содержания решения об одобрении сделки
Предлагается уточнить содержание решения об одобрении сделки, в частности, предусмотреть в законе возможность:
• указывать минимальные и максимальные параметры условий сделки или порядок их определения;
• указывать альтернативные варианты основных условий одобряемой сделки;
• ставить одобрение сделки под условие совершения нескольких сделок одновременно.
Некоторые моменты уже используются на практике (как, например, первый пункт), другие являются нововведениями и свидетельствуют о попытке введения в порядок одобрения сделок более гибких механизмов.
Срок действия решения об одобрении
Предлагается решить проблему бессрочности действия решения об одобрении сделки и установить срок действия решения на 1 год (который может быть изменен в самом решении).
Возможность отмены решения об одобрении
Предусматривается возможность отмены решения об одобрении сделки тем же органом, который его принял, до того, как будет совершена одобренная сделка, с условием немедленного уведомления другой стороны.
Уточнение порядка оспаривания решения об одобрении сделки
Предлагается ввести некоторые ограничения на круг лиц, которые могут инициировать оспаривание сделки в связи с нарушением порядка ее одобрения. Так, если сейчас оспаривать сделку, помимо самого общества, могут его акционеры (участники) вне зависимости от пакета принадлежащих им акций (долей), то Проект предлагает предоставить такое право акционерам (участникам), имеющим не менее чем 5% пакета акций (10% пакета долей).
Вместе с тем Проект уточняет, что акционеры (участники), владеющие менее 5% акций (10% долей), могут предложить обществу оспорить конкретную сделку, а если единоличный исполнительный орган общества недобросовестно уклоняется от предъявления соответствующего иска, то оспорить такую сделку самостоятельно. Отсутствие в Проекте каких-либо критериев "недобросовестности" единоличного исполнительного органа в данном вопросе, фактически нивелирует эффект от изначально заслуживающей одобрения попытки ограничить возможность злоупотреблений со стороны миноритариев.
Изменение оснований для отказа в признании сделки недействительной
Предлагается существенно скорректировать ситуации, при которых суд оставляет сделку в силе (отказывает в удовлетворении соответствующего иска).
Если Проект будет принят в такой редакции, то отказать в удовлетворении исков мажоритариев (владеющих 5% и более акций или 10% и более долей общества) станет сложнее, поскольку, в частности, от истцов не будет требоваться доказывать причинение обществу или акционеру (участнику) убытков в результате совершения сделки, а также, что его голос мог повлиять на результат голосования, а это, в свою очередь, может повлечь риски формального оспаривания сделок и тем самым нарушить стабильности гражданского оборота.
Вместе с тем в случае с исками миноритариев (владеющих менее 5% акций или 10% долей общества) широкое усмотрение оставляется за судом, поскольку предлагаются очень общие и расплывчатые формулировки условий отказа в удовлетворении исков (так, суд может отказать в удовлетворении иска о признании сделки недействительной, если придет к выводу "об отсутствии разумных оснований полагать, что предъявление иска отвечает интересам общества").
Исключение необходимости одобрения сделок с заинтересованностью
Проект предлагает регулировать уставом общества необходимость одобрения сделок с заинтересованностью, а именно применительно к акционерным обществам передавать одобрение всех или некоторых сделок с заинтересованностью совету директоров, а применительно к обществам с ограниченной ответственностью вообще исключать необходимость одобрения таких сделок.
***
Минэкономразвития России предприняты попытки решить очень актуальные на сегодня проблемы, касающиеся корпоративных процедур в отношении некоторых категорий сделок, в том числе, связанные с уменьшением издержек на подготовку и созыв уполномоченных органов управления для принятия решений об одобрении сделок.
Хотя заложенные в Проекте идеи в целом направлены на формирование более комфортной и гибкой корпоративной среды, представляется, что он должен подлежать некоторой доработке.
Комментарий от 16.05.14