Салоны красоты входят в тройку самых продаваемых объектов на рынке готового бизнеса в Санкт-Петербурге. Спрос на них, по данным экспертов брокерской компании по купле-продаже готового бизнеса «Альтера Инвест», в 3 раза превышает предложение. При этом за внешней привлекательностью такого рода бизнеса кроется множество подводных камней и сложностей в управлении.
Проведенный мониторинг рынка салонов красоты различного класса и стоимости показал, что на данный момент в Петербурге на продажу выставлено около 300 объектов общей стоимостью 240 млн рублей. 60% составляют парикмахерские и маникюрные салоны эконом класса, предоставляющие недорогие услуги, ориентированные на поток и массовость, основные клиенты – жители окрестных домов. Более четверти всего рыночного предложения занимают салоны красоты среднего сегмента, оказывающие широкий спектр услуг. 15% – это компании класса люкс, работающие под брендом, который привлекает лояльных к нему клиентов, в этих салонах применяются ноу-хау технологии и используются эксклюзивные материалы.
Особняком стоят 10% от продаваемых объектов на рынке салонов красоты. Такой объект продажи уже не является не функционирующим бизнесом, а представляет переуступку права аренды помещения с соответствующим ремонтом и оборудованием. Подобные объекты есть во всех сегментах и сферах, как правило, их стоимость не превышает 1 млн рублей, и они являются источником риска для частного инвестора.
«Если говорить о малом бизнесе, то его специфика заключается в том, что он почти не поддается аналитике, а базой для оценки актива подчас являются «данные управленческого учета». На практике это тетрадка с рукописными записями расходов и доходов. Стоимость активов отдельно взятого объекта порой не превышает 40% от стоимости бизнеса. Но спрос на них всегда будет выше, чем спрос на сильные промышленные заводы крупного бизнеса. Что касается окупаемости готового бизнеса сферы красоты, работающего на арендной площади, то при грамотном управлении она наступает через 1-2 года. Тогда как ежемесячная прибыль от приобретенного готового салона красоты – 15-30% от оборота. Салоны красоты пользуются популярностью среди покупателей благодаря своей относительно низкой стоимости и быстрой окупаемости», – рассказывает генеральный директор брокерской компании по купле-продаже готового бизнеса «Альтера Инвест», Максим Новицкий.
Салонный бизнес имеет свои подводные камни. «Успех в индустрии красоты стоит на жестком контроле сотрудников, привлечении и удержании опытных мастеров, постоянной рекламной активности и виртуозном балансе над каждым рублем прибыли. Это бизнес, который в большей степени держится на собственнике или руководителе. Именно грамотная система учета и управления способна сделать бизнес успешным и прибыльным, а ее отсутствие – разорить за считанные месяцы», – объясняет Максим Новицкий.
«Цена хорошего салона без дополнительных лицензий может достигать 2-3 млн рублей. Стоимость предприятий с оборудованными кабинетами и действующими медицинскими лицензиями (эстетическая медицина) составляет 4-5 млн рублей. Однако большим спросом пользуются недорогие объекты», – комментирует ведущий бизнес-брокер компании «Альтера Инвест» Александр Мельников. Он объясняет это тем, что в качестве покупателя салонного бизнеса чаще всего выступает частный инвестор, который не имеет опыта ведения бизнеса и хотел бы вложить на старте небольшую сумму денег.
Спрос на салоны красоты на рынке готового бизнеса в 3 раза превышает предложение. Как рассказал Александр Мельников, предприниматели, желающие купить готовый салон красоты, делятся на несколько групп. «Логично, что больше половины покупателей салонов красоты – это женщины. Такого рода бизнес им кажется привлекательным и прибыльным. Восприятие сферы романтизировано, есть иллюзия, что, при минимальных трудозатратах, можно получить красивую жизнь. Но это иллюзия, так как на самом деле ведение подобного бизнеса требует больших усилий. Также, неоднократно мужчины покупали салоны красоты в качестве подарка. Однако, на мой взгляд, это очень неоднозначный подарок, требующий большого внимания, материальных и умственных вложений. Получатель может быть просто не готов к руководству собственным бизнесом, – рассказывает Александр Мельников. – Оставшаяся группа покупателей – это профессиональные предприниматели, которые умеют анализировать и приобретают хорошие объекты по себестоимости активов».
По мнению эксперта, вероятнее всего грамотно выстроить рабочие процессы в салоне красоты получится у опытного сотрудника, много лет работающего в данной сфере. Именно такие покупатели чаще всего правильно организуют свой бизнес, достаточно быстро окупают вложения и получают хороший стабильный доход.
По словам бизнес-брокера компании «Альтера Инвест», главный риск салонного бизнеса – внезапные кассовые разрывы, невозможность перекрыть стоимость ежемесячной арендной платы за помещение. Чаще всего работа в минус один или два месяца является губительной для многих салонов красоты. «Дыра» в бюджете компании может образоваться из-за неготовности собственника к ярко выраженной сезонности данного бизнеса, смене штата мастеров, уменьшению рекламной активности. Перед Новым годом и другими праздниками ощущается увеличение клиентского потока, спад – в зимние каникулы и конец осени. Мастера не закреплены оформлением трудовых отношений по ТК, многие получают заработную плату ежедневно.
Причины продажи объектов индустрии красоты те же, что и любых других. По словам Александра Мельникова, мотивацией для продажи может служить переезд собственника, смена рода деятельности или уход в другой бизнес, расширение предприятия или наоборот сокращение его масштабов. Также мы уже говорили о том, что многие владельцы салонов красоты – это женщины, поэтому выход в декретный отпуск и другие семейные обстоятельства являются частой причиной продажи бизнеса.
По данным на 2014 года в Петербурге открыто около 2 000 салонов красоты и парикмахерских, из них 15% выставлены на продажу. Рынок индустрии красоты в Санкт-Петербурге ежегодно развивается за счет строительства большого количества новых районов. Вместе с ним растет и предложение на рынке готового салонного бизнеса. Это происходит, благодаря активному формированию цивилизованных отношений и прозрачности сделок между продавцом и покупателем с помощью профессиональных брокерских компаний. При этом спрос на салоны красоты всегда останется на высоком уровне за счет низкого порога вхождения и привлекательности данного рода бизнеса.
Комментарий от 19.06.14