Вице-премьер Игорь Сечин запросил у генерального директора «Норильский никель» информацию об отдельных финансовых сделках компании, среди которых обратный выкуп акций осенью прошлого года, выкуп акций на уровне дочерних компаний, покупка активов дочерней генерирующей компанией ОГК-3, а также о текущем финансовом положении, включая денежную позицию компании. Счетная палата независимо от этого сообщила, что может начать проверку в связи с приобретениями, проводившимися компанией ОГК-3.
На наш взгляд, так государство заявляет о своем намерении более внимательно отслеживать и обеспечивать целостность активов «Норильский никель», поскольку теперь оно стало крупным инвестором в компании: кредиты Потанину ($1,8 млрд от ВТБ) и «РусАл» ($4,5 млрд от ВЭБ плюс кредиты «Сбербанк» и ВТБ) предоставлены, в том числе и под залог акций «Норильский никель».
Также вероятно, что эти события указывают на наличие некоторого конфликта, связанного с текущей командой менеджеров «Норильский никель», возглавляемой Владимиром Стржалковским, который считается единомышленником Путина, и могут предшествовать перестановкам в руководстве компании.
Маловероятно, что эти действия ставят целью преследовать компанию через штрафы и санкции. На наш взгляд, государство не заинтересовано в этом, учитывая его финансовое участие в компании. Напротив, повышение доли государственного участия в компании должно привести к улучшению корпоративного управления и уменьшению нарушений прав миноритарных акционеров, как мы уже отмечали в нашем отчете о «Норильский никель» от 23 марта. Эти события подтверждают наш тезис о том, что миноритарный блокирующий пакет «Русал» в «Норильский никель» в конечном итоге будет передан государству.