Сделка по покупке «Роснефть» 50%-ной доли в Ruhr Oel у Petroleos de Venezuela SA (PdVSA) может быть закрыта в течение нескольких недель. Ruhr Oel контролирует 100% компании Gelsenkirchen (владеет двумя НПЗ – Scholven и Horst – мощностью 13 млн т в год и нефтехимическим заводом Munchsmunster мощностью 3,8 млн т), 37,5% завода PCK Schwedt (10,5 млн т), 24% Miro (14,9 млн т) и 25% Bayernoil (12 млн т). Предполагаемая цена сделки – $1-2 млрд.
Про нашим оценкам, по методу составных частей «Роснефть» приобретает почти 13,5 млн т нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей, и если исходить из стоимости сделки в $1-2 млрд, то тонна установленной мощности обойдется компании примерно в $75-150, что является достаточно выгодной ценой. Для сравнения, «Лукойл» приобретал доли в итальянском ISAB и голландском TRN в 2008-09 гг. за $230 и $260 за тонну соответственно, башкирские заводы «Система» оцениваются рынком примерно в $100-110 за тонну.
В настоящее время показатель Переработка/Добыча (R/P) «Роснефть» находится на уровне 44% (для сравнения, у «Лукойл» – 62%, у «Газпром нефть» – около 70%) – как следствие, очевидно, что компания заинтересована в увеличении своего даунстрима. Главный риск приобретения НПЗ в Европе – это заметно упавшая (до уровня 2002 г.) маржа переработки в Европе (с $5-7 за баррель в середине 2008 г. до $0-2 за баррель), что привело к снижению показателя ROACE (рентабельность на вложенный капитал) даунстрима за последний год с 12% до 3% (для сравнения, аналогичный показатель в апстриме в настоящее время оценивается примерно в 15%). Также негативное влияние на восстановление маржи переработки оказывает растущее предложение: так, за последние два года мировой объем первичных мощностей увеличился примерно на 3% (до уровня 87,5 мб/c), при этом за период с 2005 по 2008 гг. в ЕС был модернизирован целый ряд НПЗ.
Также мы ожидаем, что «Роснефть» сможет добиться дополнительного синергетического эффекта от приобретения германских заводов: НПЗ в Gelsenkirchen находятся на трубе из немецкого порта Wilhelmshaven (туда нефть может поставляться из Приморска), Schwedt расположен на «Дружбе», Miro – на трубе от Средиземноморских портов (в т. ч. итальянской Лаверны, куда доставляется российское сырье из Новороссийска).
Комментарий от 30.08.10