Сообщение об интересе крупнейшего голландского банка ABN AMRO к российскому АКБ «Абсолют Банк» не должно удивлять людей, знакомых с реалиями российской банковской системы. Несомненно, сегодня растущий отечественный рынок все так же привлекателен для многих крупнейших финансовых институтов.
Как показывает практика, иностранные банки используют одну из двух основных стратегий для вхождения в российское финансовое пространство.
Первая – это создание банка «с нуля». По этому пути пошел, в частности, шведский Svenska Handelsbanken AB, недавно зарегистрировавший в России свое дочернее кредитное учреждение – ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен». Разновидностью этой стратегии можно считать приобретение нового банка. Таким образом, в свое время поступил Казкоммерцбанк, превратив в итоге свою «дочку» в крепкий середнячок - Москоммерцбанк.
Тем не менее, не могу сказать, что такой путь приемлем для энергичного входа на российский рынок. Он, конечно, предпочтителен с затратной – в момент покупки - точки зрения. Однако отсутствие у нового банка клиентской базы, хоть как-то функционирующих (не говоря уже - отлаженных) технологий, необходимых лицензий, на получение которых может уйти до двух лет, - все это значительно притормозит рост бизнеса иностранного инвестора в России. В результате, помимо проигрыша по темпам развития, такой банк должен будет понести большие расходы на выход из начальной стадии своего жизненного цикла.
Лично мне более импонирует другой путь вхождения иностранных банков в Россию. Для тех из них, в чьи цели входит не декларативное, а реальное развитие своего российского бизнеса, предпочтительнее покупать действующие банки, причем обладающие развитой филиальной сетью (как вариант – сетью отделений и дополнительных офисов). (Разновидностью такой стратегии может быть приобретение иностранным институтом ряда унитарных банков, работающих в различных регионах.) Естественно, им приходится гораздо больше платить за потенциал приобретаемых активов. Однако после незначительной реорганизации (в т.ч. ребрендинга) новых структурных единиц они могут получить гораздо больший выигрыш, связав воедино свои новые приобретения и огромный опыт, технологии и бренд «материнского» банка, а также его «длинные» и дешевые ресурсы. Как правило, у крупных иностранных банков, приходящих сегодня в Россию, имеется большой опыт в эффективном поглощении локальных кредитных учреждений и последующей их консолидации в структуру своего транснационального холдинга. Таким путем последовали, например, австрийский Raiffeisen International Bank-Holding AG и французская Societe Generale Group.
Возможная сделка между ABN AMRO и «Абсолют Банком» - типичный вход на рынок в соответствии со второй стратегией. Российский банк обладает дополнительными офисами в Москве, филиалами и отделениями в Санкт-Петербурге, Омске, Уфе, Челябинске, Казани и в ряде подмосковных городов. Об эффективности его деятельности свидетельствует перманентное нахождение банка на достойных позициях в самых разных российских рейтингах. Немаловажно также присвоение банку рейтингов международными агентствами Fitch Ratings и Moody's. Таким образом, ABN AMRO, до сих пор эффективно работающий в нашей стране только в сегменте крупных корпоративных сегментов, сможет практически сразу охватить своим вниманием и низшие сегменты корпоративного рынка, а также довольно большой объем розничной клиентуры.
В заключение хочу отметить грамотную предпродажную подготовку «Абсолют Банка». Продав в конце прошлого года небольшой пакет акций банка Международной финансовой корпорации (IFC), его владельцы сигнализировали рынку о качествах своего кредитного учреждения, вполне привлекательных для крупных стратегических инвесторов. Это позволит им занять достаточно сильную переговорную позицию в возможном торге с ABN AMRO. Последний, думается, предпочитает войти в проект, в котором уже участвует западный партнер, в определенной степени гарантируя своим присутствием прозрачность бизнеса «Абсолют Банка».