Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 668,60  (+20,10%)
1 026,02  (+20,80%)
6 740,28  (+24,49%)
122 120,45  (-65,82%)
4 482,48  (-30,76%)
65,47  (+0,94%)
Источник Investfunds

Денис Борисов, Дарья Козлова (Банк Москвы)

11.09.2011

Накануне вечером стало известно, что «Роснефть» подписала соглашение о стратегическом партнерстве с ExxonMobil. Исходя из предварительной информации, условия партнерства содержат аналогичные принципы взаимоотношений, которые были предусмотрены соглашением российской компании с BP (прежде всего по производственному сотрудничеству в Арктике), за исключением обмена акциями (9,4%-й пакет бумаг ROSN по-прежнему останется казначейским). Кроме того, «Роснефть» может получить долю как минимум в 6 проектах ExxonMobil на территории США с долевым участием 33,3%. Общий объем предполагаемых прямых инвестиций joint venture в разработку российских месторождений может составить $200 -300 млрд.

Очевидно, что первоочередными проектами совместного предприятия «Роснефть» и Exxon станут три участка в Карском море - Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3 с оцениваемыми прогнозными ресурсами на уровне 5 млрд т нефти и 10 трлн куб. м газа. Первым шагом, который позволит рассуждать о дальнейшей судьбе проектов, станет подтверждение (или неподтверждение) перспектив нефтеносности региона: пока степень геологической изученности шельфа северных морей является крайне низкой, т. е. компании сначала требуется провести сейсмические изыскания, затем пробурить поисково-разведочные скважины и оценить полученные результаты. По нашим оценкам, на это может уйти до 7 лет, а основную нагрузку по CAPEX, по всей видимости, будет нести ExxonMobil. При этом, по всей видимости, компании будут добиваться льгот по экспортной пошлине для проектов (если ко времени запуска проектов времени новая налоговая система в upstream не будет введена), т.к. в дальнейшем удельные издержки на освоение Арктики могут достигнуть $20-25 за баррель (эта величина является достаточно условной, т.к. пока сопоставимые примеры отсутствуют), что в несколько раз выше, чем в среднем по РФ.

В целом несмотря на то, что совместные greenfield проекты начнут приносить «Роснефть» положительные денежные потоки в отдаленном будущем, сделка с ExxonMobil, безусловно, является положительной как для самой компании, так и для отрасли в целом: приход в РФ крупного стратегического инвестора свидетельствует о высокой оценке потенциала нефтегазового сектора, даже несмотря на сохраняющиеся сложности (высокие налоги, ухудшение горно-геологических условий разработки, рост lifting costs и т.д.). Сегодня в 17.00 по московскому времени состоится conference сall «Роснефть», посвященной вчерашнему соглашению с ExxonMobil, в ходе которой менеджмент компании озвучит дополнительные детали.

Комментарий от 31.08.11