Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 668,60  (+20,10%)
1 026,02  (+20,80%)
6 740,28  (+24,49%)
122 006,77  (-179,50%)
4 478,94  (-34,30%)
65,47  (+0,94%)
Источник Investfunds

Денис Борисов, Номос-банк

Роснефть и норвежская компания Statoil подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым предусмотрено совместное освоение участков российского шельфа Баренцева и Охотского морей.

Мы уже писали, что СП Роснефти с зарубежными партнерами для освоения российского шельфа, по сути, являются венчурными проектами с длительными сроками реализации. При этом первым шагом, который позволит рассуждать о дальнейшей судьбе лицензионных участков, станет подтверждение (или неподтверждение) перспектив нефтегазоносности регионов (пока степень геологической изученности морского шельфа в РФ является крайне низкой).

Что касается возможного участия Роснефти в проектах Statoil, то в настоящее время в портфель активов норвежской компании входит более 40 шельфовых проектов в Норвегии (Северное, Норвежское и Баренцево моря), с добычей 1.316 млн. б.н.э. в сутки (71% от суммарной добычи Statoil), из них нефть и конденсат – около 0.7 млн. барр. в сутки. Как следствие, ответ на вопрос, какие именно участки могут заинтересовать Роснефть, является достаточно непростым. Общий объем доказанных запасов жидких углеводородов (нефть + конденсат) Statoil на норвежском шельфе составляет 1.37 млрд. барр. (около 70% от общего объема запасов компании). Не исключено, что рссийская компания попытается, прежде всего, добиться участия в разработке наиболее перспективных greenfields Statoil, открытых в прошлом году (2011 год стал одним из самых успешных в истории компании с точки зрения эффективности ГРР) – месторождения Aldous (Северное море) и Skugard (Баренцево море). Также вероятно Роснефть могут интересовать проекты, где Statoil является оператором, и которые будут запущены в ближайшее время (Skuld, Valemon и Gudrun).

Расширение списка партнеров Роснефти по освоению российского шельфа (ранее аналогичные соглашения были заключены с американской ExxonMobil и итальянской Eni) способны не только диверсифицировать технологические и финансовые риски, но и существенно сократить сроки завершения геологоразведочных работ, результаты которых являются важными для долгосрочных перспектив развития ROSN.

Комментарий от 10.05.12