BP и «Роснефть» создадут стратегическое партнерство посредством обмена акциями на сумму $7,8 млрд. В результате сделки ВР получит 9,53% акций «Роснефть» (из них 9,42% являются казначейскими), российская компания станет собственником 5%-ной доли в УК британской компании (BP проведет допэмиссию). Кроме того компании договорились о совместной разработке месторождений в Арктике.
Для «Роснефть» покупка 5% акций BP открывает не только новые возможности по реализации совместных проектов (обмен современными технологиями, использование проектного финансирования и т. п.), но и позволят рассчитывать на рост капитализации своего пакета. Так, в настоящий момент котировки бумаг BP находятся примерно на 20% ниже уровней прошлогодней весны (до аварии в Мексиканском заливе) и на 50% ниже значений докризисного 2008 г., т.е. российская компания приобретает 5%-ный пакет британской достаточно дешево (исходя из P/E'11 на уровне 7.1, в то время как для самой «Роснефть» данный мультипликатор составляет 7,9), хотя риски увеличения претензий к BP, связанные с последствиями аварии на Deepwater Horizon, по-прежнему существуют. Кроме того, BP до аварии выплачивала высокие дивиденды своим владельцам (порядка $10 млрд ежегодно): в 2009 г. показатель pay-out ratio по компании составил 63%, в 2008 г. – 49%, в 2007 г. – 39%).
То есть если в дальнейшем BP будет направлять на дивиденды по $10 млрд, это может ежегодно приносить Роснефти порядка $500 млн. Что касается арктического сотрудничества компаний, то первым шагом, который позволит рассуждать о дальнейшей судьбе проектов, станет подтверждение (или неподтверждение) перспектив нефтеносности региона: пока степень геологической изученности шельфа северных морей является крайне низкой, т. е. BP и «Роснефть» сначала требуется провести сейсмические изыскания, затем пробурить поисково-разведочные скважины и оценить полученные результаты; на это может уйти до 7 лет и до $500 млн, в дальнейшем удельные издержки на освоение могут достигнуть $20-25 за баррель (хотя эта величина является очень условной, так как пока сопоставимые примеры отсутствуют), что в несколько раз выше, чем в среднем по РФ. При этом, по всей видимости, компании будут добиваться льгот по экспортной пошлине для проектов (если ко времени запуска проектов новая налоговая система в upstream не будет введена).
Комментарий от 01.02.11