Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 642,64  (-25,96%)
1 016,04  (-9,98%)
6 714,59  (-25,69%)
122 617,47  (+431,20%)
4 481,59  (-31,66%)
65,45  (-0,02%)
Источник Investfunds

Ерёмин Александр (Финам)

13.04.2009

9 апреля «Сургутнефтегаз» завершил сделку по покупке доли 21,22% венгерской компании MOL у австрийской OMV за ?1,4 млрд. Об этом сообщила пресс-служба компании OMV. Таким образом, «Сургутнефтегаз» становится самым крупным мажоритарным акционером венгерской компании. Цена сделки на 90% превысила рыночную стоимость пакета на день объявления о сделке. Это может говорить о том, что у «Сургутнефтегаз» есть стратегический интерес в захвате контроля над MOL.

Остальные акции MOL распределены преимущественно среди международных компаний финансового сектора, которые не принимают существенного участия в управлении MOL. Венгерскому правительству принадлежат привилегированные акции, которые не дают большого числа голосов, но наделяют особыми правами в принятии решений на собрании акционеров. Еще одной особенностью компании является то, что по уставу для акционеров, владеющих долей более чем 10% обыкновенных акций, право голоса распространяется ровно на 10%. Таким образом, компания MOL считается в высокой степени независимой компанией, и «Сургутнефтегаз» вряд ли удастся захватить контроль над ней, даже если изначально у него были такие планы.

Ситуацию подогревает конфликт, сложившийся у «Сургутнефтегаз» с менеджментом компании MOL, а также с венгерскими властями, которые рассматривают сделку как начало недружественного поглощения и обвиняют «Сургутнефтегаз» в том, что сделка не была согласована с венгерским правительством. Менеджмент MOL планирует инициировать поправки в устав, которые наделят совет директоров высокими полномочиями, существенно затрудняющими контроль над компанией со стороны мажоритарных акционеров.

Пикантность ситуации придает тот факт, что одна из поправок должна обязать мажоритарных акционеров MOL по требованию совета директоров раскрывать своих конечных бенефициаров. «Сургутнефтегаз» не раскрывал своих конечных владельцев последние несколько лет, что совершенно не свойственно для таких крупных компаний, какой является «Сургутнефтегаз».

На наш взгляд, конечные владельцы «Сургутнефтегаз» имеют серьезные основания не раскрывать себя. В случае принятия поправок в устав MOL, а также в случае начала проверки сделки венгерским регулятором, существует вероятность того, что «Сургутнефтегаз» будет искать пути перепродажи купленного пакета акций. По нашим оценкам, учитывая бесперспективность стратегического сотрудничества с MOL из-за разногласий с менеджментом, покупка доли в компании не является выгодной для «Сургутнефтегаз».