Конфликт между акционерами ТНК-ВР набирает силу. Представители как российской, так и британской стороны ТНК-ВР дали интервью ряду печатных СМИ, в которых обозначили свои позиции в акционерном конфликте. Такие интервью могут означать, что акционеры предпочитают общаться друг с другом через СМИ, а не напрямую, что только подчеркивает остроту конфликта.
По сообщениям СМИ, российская сторона предлагала BP обменять свою долю в ТНК-ВР на акции самой BP. В свою очередь, ВР заявила о возможном выкупе доли российских акционеров, если получит гарантии, что сможет позже перепродать эту долю по той же цене. Предложения были отвергнуты сторонами.
При этом, судя по словам Михаила Фридмана и Виктора Вексельберга, российская сторона в настоящее время вообще не готова обсуждать продажу своей доли. Возможным выходом из сложившейся ситуации могла бы стать продажа миноритарной доли одной из сторон другой для получения контроля в ТНК-ВР, но ни одна из сторон не идет на это.
Скорее всего, в данной ситуации продажа доли одной из сторон рассматривается как поражение, а отнюдь не возможность урегулировать конфликт, поэтому позиции акционеров по поводу выхода из капитала компании такие жесткие и бескомпромиссные. Кроме того, российская сторона, наверняка, чувствует поддержку государства, что позволяет ей более решительно отстаивать свои интересы.
Российские акционеры еще раз озвучили свои претензии к британской стороне, которые заключаются в том, что BP ограничивает зарубежную экспансию компании, не решает проблему с прикомандированными сотрудниками, а президент ТНК-ВР Роберт Дадли не выдал доверенности исполнительным директорам Герману Хану и Виктору Вексельбергу и пытается сформировать совет директоров с преобладающим влиянием ВР. Учитывая это, российские акционеры предлагают сформировать институт независимых директоров, новую команду менеджеров и создать собственную независимую стратегию развития ТНК-ВР.
Британская сторона не признает эти претензии и еще не обсуждала предложения российской стороны. В результате российские акционеры планируют подать в суд, чтобы на законных основаниях разрешить возникший спор, а BP обвиняет их рейдерстве. Мы видим, что пока стороны не только не пришли ни к малейшему компромиссу по взаимным претензиям, но даже далеки от него, что увеличивает операционные риски основной российской дочки ТНК-ВР Холдинга и может привести к задержкам в реализации стратегии развития.
Урегулирование сложившейся ситуации может произойти в результате интенсификации переговорного процесса, взаимных уступок или вмешательства третьей стороны. При этом само по себе судебное решение в чью-либо пользу не способно разрешить этот конфликт. Несмотря на все противоречия, мы полагаем, что акционерам компании удастся разрешить ситуацию на компромиссных условиях, иначе эффективное развитие ТНК-ВР невозможно. Этот компромисс может заключаться как в оптимизации процессов и структуры управления компанией, так и уступке одной из сторон своей доли.