«Газпром» и ряд китайских компаний заинтересованы в том, чтобы занять место Shell в качестве разработчиков и операторов нефтегазового месторождения в нигерийской провинции Огонилэнд.
Комментарий: Нигерия обладает крупнейшими запасами газа в Африке (около 37%). До прихода западных компаний в Нигерию газовые запасы вообще практически не разрабатывались, а попутный газ в огромных количествах сжигался на месторождениях. С точки зрения объемов перспективных запасов газа, «Газпром» выгодно участвовать в их разработке, но при этом необходимо понимать, что газовой монополии придется вкладывать большие финансовые ресурсы в освоение месторождений и строительство транспортной инфраструктуры. Кроме того, учитывая постоянные атаки повстанцев и неразвитость системы защиты прав собственности, это создает дополнительные операционные и юридические риски.
Скорее всего, в Нигерии «Газпром» предпочтет производить СПГ для дальнейшего экспорта в Европу и Северную Америку. Для поставок трубопроводного газа потребуется строительство трубопровода, что в специфических условиях Нигерии будет сделать не так просто. В целом «Газпром» стремится за счет Нигерии диверсифицировать маршруты поставок газа в Европу и США, а также усилить свои позиции в производстве СПГ. Более того, это позволит «Газпром» увеличить свою долю в поставках газа в южные регионы Европы. В свою очередь, это не может не беспокоить Европу, которая всячески стремится максимально диверсифицировать поставщиков газа.
Тем не менее, на наш взгляд, «Газпром» стоит в меньшей степени увлекаться зарубежными газовыми проектами, которые к тому же несут серьезные риски, а больше внимания уделять собственной добыче в новых газодобывающих регионах России.