«Лукойл» приобрела ЗАО «Ассоциация «Гранд», которое владеет 95 АЗС в Москве и контролирует порядка 12% продаж автомобильного топлива в столице. Выручка компании за 9 месяцев 2007 года составила $274 млн, чистая прибыль — порядка $4 млн. До сделки «Гранд» сотрудничал с компанией «Русснефть» на условиях франчайзинга. «Лукойл» не раскрыл выплаченную сумму, однако СМИ со ссылкой на источники на рынке сообщают, что покупка «Гранд» обошлась в сумму до $800 млн.
До сих пор сеть «Лукойла» в Москве насчитывала 32 АЗС. Таким образом, покупка «Гранд» увеличит количество заправок «Лукойл» почти вчетверо — до 127. Мы считаем данную новость положительной для компании, так как «Лукойл» становится одним из лидеров на чрезвычайно привлекательном московском топливном рынке. В настоящее время «Лукойл» уже является крупнейшим ритейлером среди российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), и последнее поглощение позволит компании сохранить ведущие позиции.
Исходя из параметров сделки, «Лукойл» заплатил порядка $6,8 млн за одну АЗС, побив тем самым предыдущий рекорд, принадлежавший «Роснефть» (в сентябре госкомпания купила небольшую компанию «Паркойл» из расчета $5,8 млн за одну АЗС). Тем не менее, мы полагаем, что активы «Ассоциации «Гранд» заслуживают премии за прочное положение на рынке. Нам также представляется, что в борьбе за рынок независимые сбытовые структуры рано или поздно проиграют ВИНК, так как последние активно ищут возможности для укрепления своих позиций. Таким образом, активы независимых игроков едва ли будут падать в цене (особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, где стоимость АЗС уверенно растет, в частности из-за удорожания земли). Соответственно, покупая «Гранд», «Лукойл» играет на опережение, что, с нашей точки зрения, является весьма разумным шагом.