Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 668,60  (+20,10%)
1 026,02  (+20,80%)
6 740,28  (+24,49%)
121 461,64  (-724,63%)
4 451,11  (-62,13%)
65,47  (+0,94%)
Источник Investfunds

Лямин Михаил (Банк Москвы)

16.04.2008

В рамках реализации программы развития российского производителя грузовиков – «КАМАЗ» – его акционеры рассматривают возможность продажи блокпакета иностранному стратегическому инвестору. Потенциальным покупателям 25%-ного пакета акций российского предприятия может стать один из европейских производителей (Scania, Volvo, Iveco, MAN). Впрочем, как сообщают СМИ, пока рассматривается лишь данная возможность, при этом конкретных предложений европейцам о приобретении доли в «КАМАЗ» не сделано.

В настоящее время крупнейшими акционерами «КАМАЗ» является государство (37,8%), «Тройка Диалог» (21,1 %) и близкий к менеджменту завода и Правительству Татарстана «КАМАЗ-Капитал» (33,2 %). Как сообщают СМИ, для целей привлечения стратегического инвестора продать свою долю намерена «Тройка Диалог», а недостающие до 25%-ного пакета акции продаст «Тройка Диалог – Капитал». В рамках данной сделки стоимость «КАМАЗ» оценивается в $5 млрд.

Впрочем, это не единственный возможный способ развития российского производителя. Вторая схема предполагает слияние «КАМАЗ» с белорусским «МАЗ», однако, как сообщают представители российского предприятия, данная схема является более трудно реализуемой из-за уже появившегося конфликта между сторонами.

Мы полагаем, что оба проекта пока являются весьма условными, и, по всей видимости, сделка не будет закрыта в ближайшее время. Что касается слияния с «МАЗ», можно отметить, что данная тема не нова и уже обсуждалась ранее, однако компромисса в сотрудничестве так и не удалось достичь. Кроме того, слияние двух компаний, помимо синергетического эффекта, который вряд ли будет достигнут в краткосрочном периоде, существенно утяжелит и без того достаточно большую инвестиционную программу «КАМАЗ», поскольку данная сделка выведет российского производителя в более конкурентные сегменты рынка, чем те в которых доминирует «КАМАЗ» в настоящее время. Продажа же иностранному стратегу, по нашему мнению, более позитивна для «КАМАЗ». Впрочем, большого смысла в приобретении блокпакета российского производителя для европейских компаний мы не видим, а цена отечественного актива, по нашему мнению, весьма велика.