Спрос на готовый бизнес в сегменте здравоохранения на Северо-Западе уже в 2,5 раза превышает предложение и продолжает расти. Сегодня сектор здравоохранения является выгодным для инвестиций, хоть имеет ряд особенностей. На рынке купли продажи готового бизнеса можно найти около 100-120 медицинских объектов на продажу по северо-западу. Это количество является недостаточным для того, чтобы полностью удовлетворить растущий спрос, сейчас он в 2,5 раза превышает предложение. Объекты медицинской сферы всегда будет востребованы, пока не изобретена таблетка от всех болезней.
В портфеле компании «Альтера Инвест», лидера рынка готового бизнеса, более 85 медицинских объектов на продажу. Продаются: как операционный бизнес без недвижимости (помещение перейдет новому собственнику в рамках переуступки договора аренды), так и функционирующий бизнес, расположенный в выкупленных помещениях (продаваемый с недвижимостью). Большинство бизнес объектов располагаются на арендуемых площадях. Из опыта «Альтеры Инвест» - срок проведения сделки купли продажи готового бизнеса, от заявления продавца до подписания договора купли-продажи, составляет в среднем 3-4 месяца.
«Медицинская сфера представлена двумя видами бизнеса - это медицинские центры и аптеки. Оба они требуют глубоких, специальных знаний и наибольшего успеха добиваются компании, в штате которых есть высоко квалифицированные специалисты, как в области предоставления услуг, так и в топ менеджменте – кадровые риски очень высоки. Рынок можно оценить как закрытый: привлекательные объекты с высокой рентабельностью, быстрой окупаемостью и наработанной клиентской базой редко доходят до открытой продажи. Большинство сделок купли-продажи проходят внутри рынка. В основном, это продажа долей в обществе без изменения организационной формы и внешнего бренда, и большинство сделок конечный потребитель не замечает», - комментирует Максим Новицкий, генеральный директор «Альтера Инвест».
По оценкам «Альтера Инвест», наибольшим спросом пользуются большие известные клиники и аптечные точки в проходимых местах. Для медицинских центров среднего масштаба преимуществом сейчас считается узкая направленность их деятельности. Стоматология, педиатрия, гинекология и эстетическая медицина – это наиболее востребованные и привлекательные направления для инвестиций на рынке медицинских услуг. Важную роль в оценке объекта играют лицензии – срок ее действия и количество лицензированных услуг, только стоматологические клиники могут иметь неограниченную лицензию. В среднем готовый операционный бизнес медицинской направленности (клиника) стоит 7-15 млн. рублей, приемлемая для этого рынка окупаемость инвестиций – 2-3 года, медицинским объектам не свойственная большая маржинальность. Значительный срок работы клиники – лучшая гарантия окупаемости и востребованности объекта. Важный аргумент - накопленная лояльная клиентская база, ее сложно сформировать клинике без имени.
«Привлекательными являются объекты (они то в основном и представлены на рынке), которые не успели полностью реализовать свой потенциал, раскрытие которого в силах нового собственника: расширение сети - возможность предоставлять больший спектр услуг уже лояльным клиентам; расширение пула страховых компаний; покупка мед. клиники в рамках страхового бизнеса; повышение квалификации врачей. По статистике, основными покупателями являются крупные сети, или устойчивые игроки рынка, нацеленные на расширение сети», - отмечает Максим Новицкий.
Аналитический центр «Альтера Инвест» может констатировать, что аптечный бизнес сейчас переживает нелегкий период. Кризис аптечного рынка, вызванный большой законодательной зарегулированностью и высочайшей конкуренцией. В этих условиях выигрывают аптечные сети со своей производством фармацевтических препаратов и сопутствующих товаров (косметика). Решающими факторами являются размер оборота и местоположение аптеки. Серьезную долю прибыли в бюджете аптек вносит продажа БАДов. На данный момент, продажа БАДов не до конца законодательно урегулирована, и выгода может сильно снизиться по мере урегулирования данной темы. Крупные компании открываю свои аптеки, тем самым самостоятельно расширяя свою сеть. Основные дистрибьюторы фармацевтической продукции в крупных городах европейской части России, контролируют 65% всего рынка, и медленно, но стабильно вытесняют мелкие компании. Оставшиеся 35% рынка розничных продаж фармацевтических препаратов состоит из нескольких тысяч небольших компаний, для которых в недалеком будущем будет существовать несколько путей развития: объединение друг с другом, в частности - поглощение их крупными сетями или банкротство.
«Альтера Инвест» может оценить спрос на аптеки на данный момент, как небольшой: компании, которые проводят расширение - открывают свои аптеки. В некоторой степени, это связано и с тем, что хороших объектов на продажу – мало. Таким образом, на фармацевтическом рынке России в ближайшее время следует ожидать более агрессивной консолидации основных игроков, в результате которой лидирующие компании станут еще более привлекательными объектами для различных типов инвестиций. По мнению экспертов «Альтера Инвест» можно прогнозировать рост предложения продажи медицинских объектов готового бизнеса, но падения стоимости ожидать не стоит. Прогноз спроса: в ближайшие годы - стагнация и падать, связано это с тем, что большие игроки, в том числе страховые компании, стоят свои мед. центры. А так же, большим денежным порогом на вход в бизнес.
Комментарий от 19.05.14