Объем рынка купли-продажи объектов среднего и крупного бизнеса в первом полугодии 2014 году по сравнению с аналогичным периодом 2013 года вырос на 15% и составил 2 млрд долл. США. По прогнозам экспертов аналитического центра ведущей в России бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест», по итогам 2014 года прирост достигнет 20–25%, несмотря на введенные санкции со стороны Евросоюза, США и других стран.
Предложение на рынке среднего и крупного бизнеса в России (стоимостью более 1 млн долл. США), по данным аналитического центра «Альтера Инвест», распределилось следующим образом. Больше всего объектов продается в сфере производства – 26% от общего объема предложения. Вторую позицию занимают объекты арендного бизнеса и коммерческой недвижимости. Их присутствие на рынке равно 23%. Гостиницы, отели и базы отдыха – третьи по объему предложения, 21%.
Спрос на объекты готового бизнеса симметричен предложению. Высокий спрос среди инвесторов зафиксирован на производства разного профиля (26,5%), объекты гостиничного бизнеса (24,5%), а также компании, занимающиеся арендным бизнесом и коммерческой недвижимостью (20,2%). Объекты из этих отраслей занимают 75% объема всего рынка крупного и среднего бизнеса.
«Когда речь идет о крупном бизнесе, инвесторам интересны реальные активы. Крупный гостиничный бизнес, офисные и другие коммерческие помещения являются материальным активом, это земельные участки и недвижимость, – комментирует генеральный директор бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест» Максим Новицкий. – Если говорить о производстве, то к недвижимому имуществу прибавляются движимые активы (производственные мощности). Такие активы обладают коэффициентом высокой ликвидности по сравнению, например, с IT-бизнесом и венчурными инвестициями».
Данная тенденция может быть обусловлена также тем, что производство – это основа экономики Российской Федерации. Именно обрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых составляют более 25% ВВП страны.
В сегменте среднего и крупного бизнеса меньше всего объектов присутствует на рынке из таких сфер, как сельское хозяйство (1,3%), медицинские центры (1,3%) и салоны красоты (1,7%). Соответственно распределилась статистика низкого спроса на рынке крупного и среднего бизнеса.
Низкие объемы спроса и предложения на салоны красоты и медицинские центры как на объекты готового бизнеса стоимостью более 1 млн долл. США, объясняется большой долей нематериальных активов, заложенных в цене бизнеса. Это бизнес, который имеет хорошую рентабельность, большой доход, но при этом малое количество основных средств. Кроме того, подобных объектов очень мало на рынке. Такой бизнес имеет как высокую рентабельность – около 30%, так и большие риски, отсутствие большого количества материальных активов.
Что касается сельского хозяйства, то данный бизнес, сложен в организации и управлении. Большая региональная привязанность, зависимость от погодных условий – риски, которые тяжело просчитать.
Тройка лидеров по неудовлетворенному спросу состоит из объектов сельского хозяйства (13,2%), автомоек и автосервисов (13%), карьеров и месторождений (11,7%), а также объектов гостиничного бизнеса (11%).
«Неудовлетворенный спрос на объекты сельского хозяйства обусловлен как введенными санкциями, так и подъемом в сфере агропромышленности в России за последние два года, – поясняет Максим Новицкий. – Сельское хозяйство занимает около 4% от ВВП страны. В целом бизнес-объектов в данной сфере мало. Те, что находятся на высоком уровне рентабельности, чаще всего не продаются. Отсюда высокий показатель неудовлетворенного спроса».
Комментарий от 14.10.14