«Мегафон», возможно, ведет переговоры о покупке «Скартела». В настоящее время «Скартел» - фактически единственная компания, которая ближе всех продвинулась в вопросе «юридического обеспечения» запуска сети мобильной связи 4-го поколения, 4G (технология LTE – одна из ее разновидностей), включая мобильный интернет. В отличии от членов консорциума LTE, компания обладает необходимым диапазоном частот в диапазоне 2.5-2.7 ГГц по всей стране, в то время как МТС, Вымпелком, Мегафон и Ростелеком получат частоты лишь после проведения аукциона (скорее всего, во 2 половине 2012 года и с обременением на сумму около 80 млрд. рублей). Слабое место Скартела – отсутствие инфраструктуры такого масштаба, которым обладают операторы «большой четверки», и который делал бы запуск сети коммерчески более эффективным.
Вопрос о запуске сетей LTE остается одним из наиболее злободневных для российских операторов связи, поскольку, несмотря на из заявления, что можно оказывать услуги и на основе существующих технологий (3G), все-таки лучше строить сеть с самого начала по той технологии, к которой рано или поздно придут все компании.
В марте прошлого года члены консорциума LTE договорились об условиях сотрудничества со «Скартелом», которые предусматривали возможность предоставления ему доступа к своей инфраструктуре и работы на его сети в качестве виртуального оператора, а также покупки Я80% акций «Скартела» (по 20% каждому). Однако юридически обязывающее опционное соглашение так и не было подписано, поскольку некоторые участники консорциума посчитали предварительную оценку «Скартела» в $1-1.5 млрд. завышенной.
Судя по настоящему сообщению, Мегафону данная оценка таковой не кажется. Если контрольный пакет Скартела будет куплен именно Мегафоном, то последний получит серьезное конкурентное преимущество перед другими игроками на рынке (МТС, Ростелекомом и Вымпелкомом), хотя и обойдется оно, скорее всего, недешево. Мы, в свою очередь, станем свидетелями продолжения заочного спора между МТС и Мегафоном о том, как развивать услуги мобильного интернета наиболее эффективно. Мегафон делает ставку на активные инвестиии, в результате чего он, возможно, и «переплачивает» за свое положение на рынке. В то время как МТС, судя по всему, предпочитает немного подождать, но сделать то же самое с меньшими затратами. Возможно, второй подход действительно более экономичный. Но в середине 2000 гг. МТС поступали точно так же, когда развертывали сеть голосовой связи стандарта GSM, вынуждая Вымпелком выступать в роли «догоняющего». Благодаря этой стратегии МТС привлекли в свои ряды большую часть наиболее активных, «много говорящих» бизнес-абонентов.
Комментарий от 10.04.12