Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 628,31  (-40,29%)
1 010,53  (-15,49%)
6 714,59  (-25,69%)
122 514,24  (+327,97%)
4 482,22  (-31,02%)
65,45  (-0,02%)
Источник Investfunds

Рональд П.Смит, Ширвани Абдуллаев, Александр Беспалов (Альфа-банк)

02.07.2009

«ЛУКойл» объявил о приобретении 45% Total Refinery Netherlands (TRN) за $725 млн ($600 млн «очищенных» от оборотного капитала). TRN владеет и управляет НПЗ Vlissingen в Голландии, а также ей принадлежит пакет акций Massvlatke Olie Terminal (MOT) в порту Роттердама. TRN была совместным предприятием Total (55%) и Dow Chemical (45%). После покупки Ronm and Haas, Dow Chemical договорилась о продаже своего пакета в пользу Valero. Однако у Total было право первого вето, и концерн им воспользовался. В результате этот пакет оказался в руках «ЛУКойл». По словам Valero, стоимость строительства аналогичного актива составляет $765 млн, и поэтому цена покупки представляется привлекательной.

Мощность переработки этого НПЗ составляет 190 тыс барр в сутки. Он был построен в 1973 году и дважды проходил значительную модернизацию – в середине 80-х гг. и в 90-е. В настоящее время на нем имеется крупная установка гидрокрекинга дистиллятного сырья мощностью 68 тыс барр в сутки с индексом сложности Нельсона 9,8. Данный НПЗ использует сырье, приобретаемое с дисконтом, такое как Urals, и ориентирован на максимизацию объемов производства дизеля, доля которого на европейском рынке в настоящий момент растет. «ЛУКойл» уже некоторое время покупает нефтеперерабатывающие и розничные активы в Европе, и компания проявляла интерес к дальнейшим приобретениям. Данная сделка вписывается в общую корпоративную стратегию, направленную на становление «ЛУКойл» как весомого игрока на этом рынке. Total является одной из крупнейших европейских компаний по переработке и маркетингу нефти, и в долгосрочной перспективе это сотрудничество может быть выгодно «ЛУКойл».

Что касается немедленных финансовых выгод для «ЛУКойл», то их увидеть сложно, поскольку европейский рынок по-прежнему слаб, и не понятно как долго продлится рецессия. Однако в долгосрочной перспективе мы видим преимущества этой сделки для «ЛУКойл» в виде экономии на масштабе пан-европейских нефтеперерабатывающих и маркетинговых операций компании. Более того, выход на один из самых загруженных нефтетрейдинговых узлов мира должен считаться стратегическим ходом, открывающим новые возможности.