Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 668,60  (+20,10%)
1 026,02  (+20,80%)
6 740,28  (+24,49%)
121 272,37  (-4 014,61%)
4 478,31  (-214,65%)
65,47  (+0,94%)
Источник Investfunds

Руслан Нагайбеков, Линия права

Государственная Дума в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

Закон в ближайшие дни будет подписан Президентом. В соответствии со ст.4 Закона, он вступает в силу с 01 января 2017 года.

Мы представляем вашему вниманию изменения, вносимые Законом, в отношении сделок акционерных обществ.

Закон прямо указывает, что крупные сделки оспариваются по статье 173.1 Гражданского кодекса, сделки с заинтересованностью оспариваются по п.2 ст.174 Гражданского кодекса (нормы введены в ГК РФ Федеральным законом №100-ФЗ от 27.05.2013г. в рамках реформы гражданского законодательства).

Формализовано условие для оспаривания сделок акционерами (кроме них сделки могут быть оспорены членами совета директоров и самим обществом): крупная сделка или сделка с заинтересованностью может быть оспорена лицом или лицами, владеющими в совокупности не менее чем 1 процентом голосующих акций общества. При этом исключается формулировка о том, что суд отказывает в иске об оспаривании соответствующей сделки, если голосование истца не могло повлиять на решение соответствующего органа юридического лица.

Механизм одобрения сделок соотнесен с новой классификацией обществ (публичные и непубличные).

Предусмотрены некоторые особенности для стратегических акционерных обществ, а также обществ с преобладающим участием в уставном капитале Российской Федерации.

Подробно описаны правила определения кворума заседания совета директоров.

В отношении крупных сделок:

 Уточнен перечень критериев для отнесения сделки к крупной (в частности, в круг крупных сделок включены сделки по пользованию имуществом и предоставлению права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации балансовой стоимостью более 25% от балансовой стоимости активов общества, сделки, влекущие необходимость делать обязательное предложение в порядке главы ХI.1 ФЗ об АО).

 Исключен ряд сделок из перечня подлежащих одобрению (в том числе сделки, связанные с переходом прав на имущество в результате реорганизации).

 Учтены практические моменты:

 одобрение сделок, заключаемых на торгах,

 заключение сделки на условиях одобренного предварительного договора,

 возможность одобрения сделки с минимальными и максимальными параметрами, альтернативными условиями, нескольких связанных сделок.

 одобрение сделки содержащей отлагательное условие получения одобрения на ее совершение

 Предусмотрено обязательное заключение совета директоров по крупной сделке, в том числе содержащее информацию о предполагаемых последствиях и целесообразности совершения сделки*.

В отношении сделок с заинтересованностью:

 Уточнен перечень сделок, которые относятся к сделкам с заинтересованностью, в частности исключены из перечня мелкие сделки стоимостью менее 0,1 процента балансовой стоимости активов общества (общий разрешенный размер таких сделок будет утвержден Банком России).

 Для целей определения круга лиц, влияющих на статус сделки, больше не используется понятие аффилированных лиц. Вместо него предлагается использовать понятия контролирующего и подконтрольного лица, содержащиеся в законодательстве о рынке ценных бумаг и более соотносящиеся с п.3 ст.53.1. ГК РФ.

 Увеличен процентный порог (с 2 до 10 процентов от балансовой стоимости активов общества), при котором сделка с заинтересованностью должна одобряться общим собранием акционеров. Исключение составили сделки с ранее размещенными акциями общества, по которым остался 2 процентный порог.

 Принципиально изменен подход при совершении сделок с заинтересованностью с предварительного одобрения на уведомление. Всем заинтересованным лицам: членам совета директоров, членам коллегиальных исполнительных органов и в некоторых случаях акционерам предоставляется информация** о планируемой к совершению сделке с заинтересованностью, по рассмотрению которой они могут требовать проведения заседания совета директоров или общего собрания акционеров по вопросу об одобрении сделки. Таким образом, основная обязанность директора общества в отношении сделок с заинтересованностью — проинформировать общество о такой сделке.

 Уточнены условия по оспариванию сделки с заинтересованностью:

 наличие ущерба интересам общества, и

 информированность другой стороны сделки о том, что это сделка с заинтересованностью и (или) о том, что согласие на совершение сделки отсутствует.

При этом, ущерб интересам общества предполагается, если отсутствует согласие на совершение сделки, и лицу, обратившемуся с иском, не предоставлена по его требованию информация в отношении совершенной без одобрения оспариваемой сделки.

 Включена возможность для непубличных АО исключить или ввести свой порядок одобрения сделок. Для этого необходимо внести в устав соответствующие положения единогласным решением акционеров (либо предусмотреть такие положения при учреждении общества).

 Конкретизирована обязанность заинтересованных лиц об информировании общества о соответствующих фактах заинтересованности, в т.ч. возможной, с установлением в противном случае неблагоприятных последствий в виде презумпции виновности данных лиц в причинении убытков обществу сделкой с заинтересованностью.

Несмотря на то, что некоторые положения Закона вызывают вопросы, Закон требует оценить риски общества и пересмотреть внутренние корпоративные процедуры. На это есть время до вступления в силу Закона 01 января 2017 года.

* Если соотнести данную норму с вопросом по привлечению к ответственности членов органов управления за причинение убытков обществу, представляется логичным, чтобы такое положительное заключение снимало ответственность с генерального директора. Было бы правильным закрепить возможность истребования генеральным директором такого заключения и по иным сделкам, в отношении которых Постановление Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» предусматривает возможность предъявлять требования на основании конфликта интересов.

** Данная норма по своему смыслу сходна с положениями Постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» об обязанности директора доносить информацию о конфликте интересов до общества. Представляется, что для последнего случая еще предстоит уточнение соответствующих норм ГК РФ и ФЗ «Об АО».