Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
57
1 408
II кв.'25
89
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Росхим Газпром нефтехим Салават
3 350
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 685,95  (+31,11%)
1 071,57  (+11,85%)
6 705,12  (+102,13%)
87 311,93  (+18,21%)
2 958,76  (+22,99%)
63,37  (+0,81%)
Источник Investfunds

Станислав Фоменко (Велес Капитал)

04.05.2008

Объединенная компания «Русал» завершила сделку по покупке 25% плюс одной акции «Норильский Никель» у группы «Онэксим» Михаила Прохорова за 14% акций «Русал» и неназванную денежную сумму, говорится в сообщении ОК. «Русал» номинировал четырех кандидатов в совет директоров «Норильский Никель» - Виктора Вексельберга, Олега Дерипаску, Александра Булыгина и Тая Берта в качестве независимого - взамен получив «представительство «Онэксим» в совете директоров «Русал». Доли других акционеров ОК «Русал» изменены пропорционально, говориться в сообщении.

Как мы отмечали раньше, сделка с «Русал» была наиболее вероятной, нежели с «Металлоинвест» Алишера Усманова. «Металлоинвест» был отчаянной попыткой Потанина удержать уходящую из под ног почву, но, похоже, этому не суждено было сбыться. Причем для Прохорова в ситуации появления «белого рыцаря» были свои плюсы – наличие альтернативного покупателя давало дополнительные рычаги для получения наиболее выгодных условий сделки. В этой связи мы склонны полагать, что именно данный факт позволил ему выторговать дополнительные 3% «Русал». Возможно, именно поэтому Прохоров раньше и говорил, что видит выгоды в объединении с «Металлоинвест», даже не смотря на очень большие (по отношению к стоимости сделки) отступные в пользу Дерипаски, «набивая» себе тем самым цену.

Ну а для миноритарных акционеров реализовался все-таки наименее благоприятный сценарий – Дерипаска, будучи бизнесменом с достаточно жестким деловым характером, будет учитывать их интересы далеко не в первую очередь. Также возможны конфликты между Потаниным и Дерипаской, которые очевидно негативно будут влиять на стоимость «Норильский Никель».

В данной ситуации наиболее вероятный вариант дальнейшего развития событий – объединение двух компаний либо через согласие Потанина, либо через его выход из бизнеса аналогично тому, как это сделал Прохоров. Причем вероятность объединения достаточно велика – ведь не зря же Дерипаска так цеплялся за возможность получить блокпакет никелевого гиганта. В результате данного объединения выиграет и «Русал» и «Норильский Никель» в первую очередь за счет объединения сбытовых сетей и расширения степени международного присутствия, за счет усиления позиций объединенного бренда. Также за счет горизонтальной диверсификации и увеличения степени финансовой стабильности, и как следствие за счет снижения стоимости будущих заимствований. Но расплата за это – усложнение системы менеджмента и контроля, рост уровня бюрократизации и неповоротливости компании в целом. Также сугубо для «Норильский Никель» еще одним дополнительным негативным моментом станет увеличение удельной долговой нагрузки в силу того, что финансовая зависимость «Русал» все же больше чем у никелевого гиганта.