По данным ряда СМИ, российские акционеры ТНК-ВР в лице «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга (AAR) провели серию встреч с представителями ВР, в ходе которых предложили британским акционерам свою долю в холдинге в обмен на акции самой ВР. Предполагалось, что это могло выглядеть как опционное соглашение для AAR, согласно которому в течение определенного срока российские акционеры имели бы возможность сконвертировать принадлежащие им доли в ТНВ-ВР в акции самой ВР.
Напомним, что корпоративный конфликт между акционерами разгорелся несколько недель назад и был официально признан главой ТНК-ВР Робертом Дадли. В дальнейшем именно его заявления стали основной причиной, по которой AAR потребовала отставки главы компании, поскольку он, по мнению российской стороны, представляет только интересы ВР. По данным СМИ, в случае получения одобрения на опцион, AAR намеревалась отозвать свои требования об отставке Дадли.
Исходя из текущих котировок, капитализация ВР составляет около $ 215 млрд, а стоимость ТНК-ВР Холдинга в RTS Board оценивается в $ 33 млрд. Впрочем, необходимо отметить, что помимо ТБХ в ТНК-ВР входит сбытовой бизнес на Украине и «Лисичанский НПЗ», «РУСИА Петролеум» (оператор Ковыкты) а также половина доли в «Славнефть». С учетом этих активов стоимость ТНК-ВР можно оценить в $ 40 млрд, а долю российских акционеров – в $ 20 млрд. Соответственно, потенциально AAR может рассчитывать на получение около 9,5 % в ВР.
Исходя из данных СМИ, британские акционеры не исключают подписание подобного соглашения с AAR, однако прежде намерены провести консультации с представителями российских властей, уточнив их позицию по данному вопросу. Конфликт в ТНК-ВР продолжает развиваться, однако пока это не отражается на операционной деятельности компании. Впрочем, очевидно, что глубокие противоречия мажоритарных акционеров в итоге могут привести к потере управляемости в компании, что непременно скажется на производственных показателях. В сложившейся ситуации мы полагаем, что изменение структуры акционеров в ТНК-ВР пошло бы компании на пользу.
Основным моментом остается позиция «Газпром», который рассматривается как основной претендент на контроль над ТНК-ВР. В случае достижения конкретных договоренностей ВР и газового концерна можно ожидать ускорения процедур по изменению структуры собственности ТНК-ВР. В данном случае мы отмечаем высокие риски акционеров ТНК-ВР Холдинга, поскольку по сути они являются акционерами второго уровня в Группе ТНК-ВР и не имеют доступа к распределению денежных потоков.