В. Потанин озвучил идею об объединении «Норильский никель», «РУСАЛ», «Металлоинвест» и, возможно, активов «Ростехнологии», а ее смысл состоит в том, что государственные банки являются крупными кредиторами указанных компаний и их владельцев и могут конвертировать свои долги в акции. Впрочем, конкретного решения на встрече принято не было, и теперь владельцы холдингов подготовят свои модели сделки, которые и будут обсуждаться.
На наш взгляд, с точки зрения интересов миноритариев «Норильский никель» в текущих условиях объединение имеющей сильный баланс ГМК с обремененным значительным долгом «РУСАЛ» (прошлой весной размер долга алюминиевой компании составлял $14 млрд, в то время как EBITDA «РУСАЛ» в 2009 г. даже при условии некоторого восстановления рынка алюминия вряд ли превысит $1,5-2 млрд) и достаточно непрозрачными активами «Ростехнологии» вряд ли является плюсом для «Норильский никель», у которого до сих пор открыты достаточно широкие возможности для M&A на мировом рынке. Кроме того, некоторую настороженность вызывает тот факт, что в случае ГМК речь о задолженности перед государственными институтами идет на уровне акционеров компаний, а значит, для миноритариев «Норильский никель» существует риск стать акционерами второго уровня в создаваемом «за долги» холдинге.
Впрочем, отметим, что о конкретном влиянии предполагаемой сделки на стоимость тех или иных компаний можно говорить лишь после появления ее деталей. При этом идея об объединении ГМК с «РУСАЛ» и «Металлоинвест» на том или ином уровне обсуждается уже около 1,5 лет и пока так и не переросла в какие-либо конкретные действия. На наш взгляд, вероятность слияния ГМК с «РУСАЛ», «Металлоинвест» и активами «Ростехнологии» является скорее риском, чем возможностью для миноритариев ГМК, что может предопределить достаточно осторожное отношение инвесторов (особенно иностранных) к бумагам компании в ближайшем будущем.