Центробанк хочет получить право вето на смену контролирующего акционера системно значимой финансовой организации, заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Регулятор поставил перед собой цель инициировать принятие такого законопроекта, сообщил он.
«Мы столкнулись с феноменом, что совершенно нормально работавшая организация на протяжении длительного времени, тем не менее, в считанные недели может оказаться на краю банкротства после того, как контролирующий акционер продает свою долю другому акционеру, контроль которого распылен, если есть причина не получать разрешение ЦБ, либо концентрирован», - рассказал Швецов. Он сообщил, что ЦБ пришел к выводу, что регулятор должен не только согласовывать приобретение крупных пакетов, но и внимательно следить за тем, как организация меняет контролирующего акционера.
«У нас практически нет, скажу более жестко, у нас вообще нет банков с распыленной долей собственности. У нас за каждой организацией стоит конкретная группа или конкретный человек. И работа банка в значительной степени определяется этим акционером», - сообщил Швецов. И изменение этого акционера, несмотря на всю историю этой организации, может менять профиль управления, указал он. Поэтому регулятор должен очень внимательно следить за тем, как одна организация переходит из рук в руки, сказал он.
Речь идет даже не о вето, ЦБ просто должен осознанно контролировать передачу компании, позже уточнил Швецов. Он привел пример: сегодня на комитете отозвали лицензию у страховой компании, которая абсолютно нормально работала, но была передана в другие руки и буквально за считанные месяцы из нее были выведены активы. «Я год назад говорил о том, что мы закончили расчистку небанковского сектора, но такие явления говорят о том, что сюрпризы могут быть всегда», - заключил Швецов.
У ЦБ уже есть право блокировать смену акционеров в банке при продаже пакетов акций или долей размером более 10%, напоминает партнер юридической фирмы «Вестсайд» Наталья Водолагина. ЦБ может отказать, если у приобретателя неудовлетворительное финансовое положение или отсутствует одобрение сделки антимонопольным органом, приводит она пример. Если вето на смену акционера банка будет налагаться без каких-либо объективных критериев, то это будет противоречить принципу свободы договора, а также принципу защиты частной собственности, согласно которому собственник вправе распоряжаться своим имуществом, продолжает Водолагина. Получается, что акционеру банка смогут не разрешить распорядиться принадлежащими ему акциями без всяких оснований.