Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 896,76  (+13,26%)
1 130,09  (-1,76%)
6 370,17  (-25,61%)
116 714,57  (-200,18%)
4 811,99  (-33,38%)
67,67  (+0,83%)
Источник Investfunds

Для иностранцев может быть упрощён доступ к российским сырьевым компаниям

03.03.2011, Ведомости

По данным газеты «Ведомости», правительственная комиссия во главе с премьером Владимиром Путиным на заседании 9 марта может рассмотреть второй пакет поправок в закон о доступе иностранцев в стратегические отрасли. Разработать их месяц назад поручил сам Путин.

ФАС предлагает разрешить иностранным компаниям и международным организациям покупать без согласования правительственной комиссии до 25% российских сырьевых компаний, владеющих лицензиями на разработку недр федерального значения. Сейчас иностранные компании должны получать согласие на сделку, если по ее итогам их доля превысит 10%, а международные организации — 5%.

Согласно закону о недрах под стратегическими понимаются участки с запасами нефти от 70 млн т, газа — от 50 млрд куб. м, золота — от 50 т, меди — от 500 000 т, а также содержащие уран, алмазы, никель, кобальт, литий, металлы платиновой группы, особо чистый кварц. Подобные лицензии есть у крупнейших нефтегазовых компаний страны — «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Норильский никель», который является монополистом в добыче никеля, палладия и кобальта.

За время работы правительственная комиссия рассмотрела около 50 заявок, одобрив почти все из них. Большинство сделок по покупке сырьевых компаний касалось увеличения доли иностранцев до 25% и выше. Но были и такие, где доля до блокирующей не вырастала: если бы порог в 25% действовал изначально, о них следовало бы лишь уведомить правительство.

Инициатива ФАС синхронизирует закон с логикой корпоративного законодательства: если у зарубежной компании нет блокпакета, серьезно влиять на управление российской компанией не получится, поэтому для России не существует никакой угрозы потерять контроль над стратегической компанией.