Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
57
1 408
II кв.'25
89
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 685,03  (+56,72%)
1 070,35  (+44,77%)
6 538,76  (-103,40%)
85 079,61  (+647,54%)
2 764,32  (+22,87%)
63,38  (-0,13%)
Источник Investfunds

ФАС намерена не допустить доминирования на рынке торговли нефтепродуктами

27.04.2010, Ведомости

По данным газеты «Ведомости», нефтепродуктовая розница сейчас почти поровну поделена между независимыми владельцами АЗС и нефтяными компаниями с собственной переработкой. «Тревожный сигнал, еще недавно у независимых продавцов было 65% рынка», – беспокоится замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин.

ФАС решила регулировать долю вертикально-интегрированных компаний в регионах и подготовила законопроект с рабочим названием «Об обороте нефтепродуктов». Если компания переступает порог доминирования в 35%, объясняет Голомолзин, то автоматически получает запрет на покупку и строительство новых АЗС в регионе. В 54 регионах хозяева в рознице уже есть.

Заставлять продавать заправки ФАС не будет, только рекомендовать обменивать заправки в регионах, где есть доминирование, на сбытовые активы конкурентов в других областях. Запрета на расширение сети достаточно, уверен Голомолзин: другие операторы будут динамичнее развиваться, расклад сил в регионе изменится.

Порогом в 35% в законе «О конкуренции» ФАС уже пользуется: в 2007 г., например, не разрешила «дочке» «Лукойла» приобрести 19 АЗС в Волгограде вдобавок к уже имевшейся 41; в прошлом году ФАС разрешила «Газпром нефти» покупку 11 АЗС в Свердловской области при условии, что компания продаст часть заправок, если ее доля превысит 50%.

Такие решения нефтяники могут оспорить, отмечает Голомолзин, а если норма будет закреплена законом, то станет обязательна для всех и никакой суд уже не поможет.

Сотрудник одной из нефтяных компаний усомнился, что будет работать идея с обменом АЗС: нефтяники не захотят тратиться на ребрендинг заправок.

А представитель ТНК-BP Николай Горелов заявил, что идея ФАС будет способствовать созданию цивилизованного рынка – подобные меры практикуются во всем мире.

«Это один из немногих разумных шагов ФАС для развития конкуренции на топливном рынке», – радуется исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, но реализовать эти предложения непросто: нефтяники потратили немало сил и средств на расширение розницы и будут сопротивляться ограничениям.