Правительство утвердило методику, по которой госкомпании должны будут определить, какие активы для них непрофильные и подлежат продаже. Разработать порядок их оценки и продажи президент Владимир Путин поручал еще в начале 2016 г., а отчитаться нужно было в октябре. Методика проходила согласование, велись консультации с компаниями, объясняет представитель Минэкономразвития. Теперь компании должны привести внутренние документы в соответствие с методикой.
Профильные активы напрямую используются компанией или нужны ей для выполнения стратегии, следует из распоряжения. Оцениваться это будет по шести критериям, у каждого свой вес. Например, 20% – если недвижимость находится на территории компании и необходима для основного вида деятельности. Если актив приносит более 5% выручки – это еще 15%. Если с активами связаны контракты, приносящие более 1% выручки или более 1 млрд руб., – 20%. Социальные объекты могут считать профильными в зависимости от того, кого они обслуживают. Например, выручка поликлиники должна формироваться на 50% за счет услуг сотрудникам госкомпании. Актив считается профильным, если набирает больше 50% или его работа – гостайна.
От остальных активов придется избавляться. Компании должны будут вести по ним отдельный учет, вносить их в реестр и выставлять на публичные торги. Нормальная практика в кризис – избавляться от ненужного, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: от продажи непрофильных активов выигрывают и бюджет (могут вырасти дивиденды), и сами госкомпании, сокращающие издержки. Но продавать нужно было раньше, когда ситуация на рынке была лучше, замечает он. Некоторые госкомпании жалуются на отсутствие спроса. Если актив не удается продать, его надо отдать государству или ликвидировать, говорится в методике. Передача государству актива – радикальная мера, считает партнер KPMG Антон Усов: для госкомпаний это будет самый простой способ избавиться от ненужного, но государство и так перегружено активами.
Сами госкомпании уже активно избавляются от таких активов. Например, соответствует методике программа управления непрофильными активами у ФСК, «Россетей» и в целом у «Русгидро», по словам их представителей. ФСК выполнила план по их реализации на 2016 г., а «Россети» перевыполнили на 23%. С 2010 г. «Россети» реализовали более 2000 непрофильных объектов. «Русгидро» – 163 актива, в плане на 2017 г. – еще 150. Практически все непрофильные активы реализовала «Интер РАО», рассказывает ее представитель. За пять лет госкомпании продали более 15 000 активов, выручив свыше 290 млрд руб., говорит представитель Минэкономразвития.