Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 896,76  (+13,26%)
1 130,09  (-1,76%)
6 370,17  (-25,61%)
116 714,57  (-200,18%)
4 811,99  (-33,38%)
67,67  (+0,83%)
Источник Investfunds

Иностранцы могут получить право официально контролировать российские авиакомпании

По данным газеты «Коммерсантъ», Минтранс, Минэкономики, Росавиация и силовые ведомства обсуждают возможность внесения изменений в ст. 61 Воздушного кодекса (ВК), которая предусматривает ограничение на участие иностранцев в капитале российских авиакомпаний на уровне 49%. Еще в декабре 2010 года этот вопрос поднял заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин. Идея в том, чтобы привести нормы ВК в соответствие с федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение», который допускает возможность иностранного владения более чем 50% акций или долей российских компаний.

Официально иностранный капитал в бизнесе российских авиакомпаний представлен слабо. Так, американский инвестфонд Indigo Partners владеет 49% подконтрольной структурам «Альфа-банка» авиакомпании «Авианова». Кроме того, до кризиса 20% Sky Express контролировались ЕБРР. Также велись переговоры о продаже крупной доли в Sky Express владельцу Virgin Group Ричарду Брэнсону, но они не увенчались успехом. В Sky Express заявили, что причина срыва переговоров именно в невозможности покупки контроля иностранными инвесторами. Также иностранный соучредитель был в «Регион-авиа», но эта авиакомпания приостановила свою деятельность.

Фактически же иностранцы занимают гораздо большую долю. Благодаря тому, что туроператоры сами приобретают самолеты, регистрируют их в офшорах и потом передают в авиакомпании, большинство крупнейших чартерных перевозчиков частично или полностью контролируются турецким капиталом.

Это, например, IFly (Tez Tour), «Оренбургские авиалинии» и NordWind («Пегас туристик»). «Оренбургские авиалинии» на 100% принадлежат «Ростехнологиям» и должны быть переданы «Аэрофлоту». Но приобретение пяти Boeing 737 из 37 самолетов авиакомпании было профинансировано за счет «Пегас туристик».

Похожая ситуация, и с турецкой группой OTI (Coral Travel), которая имеет особые отношения с авиакомпанией «Выборг» и оказывает ей финансовую поддержку в покупке самолетов (сейчас приобретаются пять A320). У OTI есть эксклюзивные права на пользование этими бортами, в особенности для реализации региональных чартерных программ из России. Но официально OTI не является совладельцем компании. В целом в 2010 году эти авиакомпании обслужили порядка 10% всего пассажиропотока российских перевозчиков (5,3 млн пассажиров).