По данным газеты «Коммерсантъ», Минтранс, Минэкономики, Росавиация и силовые ведомства обсуждают возможность внесения изменений в ст. 61 Воздушного кодекса (ВК), которая предусматривает ограничение на участие иностранцев в капитале российских авиакомпаний на уровне 49%. Еще в декабре 2010 года этот вопрос поднял заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин. Идея в том, чтобы привести нормы ВК в соответствие с федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение», который допускает возможность иностранного владения более чем 50% акций или долей российских компаний.
Официально иностранный капитал в бизнесе российских авиакомпаний представлен слабо. Так, американский инвестфонд Indigo Partners владеет 49% подконтрольной структурам «Альфа-банка» авиакомпании «Авианова». Кроме того, до кризиса 20% Sky Express контролировались ЕБРР. Также велись переговоры о продаже крупной доли в Sky Express владельцу Virgin Group Ричарду Брэнсону, но они не увенчались успехом. В Sky Express заявили, что причина срыва переговоров именно в невозможности покупки контроля иностранными инвесторами. Также иностранный соучредитель был в «Регион-авиа», но эта авиакомпания приостановила свою деятельность.
Фактически же иностранцы занимают гораздо большую долю. Благодаря тому, что туроператоры сами приобретают самолеты, регистрируют их в офшорах и потом передают в авиакомпании, большинство крупнейших чартерных перевозчиков частично или полностью контролируются турецким капиталом.
Это, например, IFly (Tez Tour), «Оренбургские авиалинии» и NordWind («Пегас туристик»). «Оренбургские авиалинии» на 100% принадлежат «Ростехнологиям» и должны быть переданы «Аэрофлоту». Но приобретение пяти Boeing 737 из 37 самолетов авиакомпании было профинансировано за счет «Пегас туристик».
Похожая ситуация, и с турецкой группой OTI (Coral Travel), которая имеет особые отношения с авиакомпанией «Выборг» и оказывает ей финансовую поддержку в покупке самолетов (сейчас приобретаются пять A320). У OTI есть эксклюзивные права на пользование этими бортами, в особенности для реализации региональных чартерных программ из России. Но официально OTI не является совладельцем компании. В целом в 2010 году эти авиакомпании обслужили порядка 10% всего пассажиропотока российских перевозчиков (5,3 млн пассажиров).