Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'25
41
6 721
III кв.'25
88
2 484
II кв.'25
91
5 110

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Текущие акционерыЛукойл
7 000
Росхим Газпром нефтехим Салават
3 350
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 718,62  (-26,64%)
1 094,80  (-10,73%)
6 920,93  (-23,89%)
91 019,59  (+211,04%)
3 104,14  (+2,22%)
59,96  (-0,74%)
Источник Investfunds

Может быть изменён подход к опеределению группы лиц собственника банковского бизнеса

По данным газеты «Коммерсантъ», сочетание под контролем одного владельца банковского и небанковского бизнеса может перестать быть предметом повышенного внимания ЦБ. Если поправки, которые предлагает внести в законодательство Банк России, будут приняты, то на российском рынке перестанут возникать ситуации, когда в число владельцев банка «Петрокоммерц» формально попадает футбольный клуб «Спартак», а «Русского стандарта» — одноименная водочная компания. Практически это позволит банкирам, по совместительству владеющим иным бизнесом, продавать и покупать его без согласования с банковским регулятором.

Полномочия Банка России по определению группы лиц, в составе которой основной собственник владеет банком, предлагается зафиксировать непосредственно в законе «О Центральном банке», рассказал директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов. «Мы предлагаем прямо прописать в законе право Банка России издать нормативный акт о порядке определения группы лиц,— пояснил господин Сухов.— Цель таких поправок — исключить из группы лиц, в составе которой основной собственник владеет банком, подконтрольные ему небанковские бизнесы».

Сейчас при определении группы лиц, в составе которой основной собственник владеет банком, ЦБ руководствуется критериями, записанными в законе «О защите конкуренции». Один из них как раз и предполагает, что собственник банка, который в силу своей доли в капитале компании небанковского сектора обладает более чем 50% голосующих акций этой компании, составляет с ней группу лиц. С точки зрения надзора за банком это означает, что владение им осуществляется не единолично владельцем его контрольного пакета, а в составе этой группы лиц, что требует дополнительных многочисленных согласований с ЦБ.

«Предлагаемое изменение подхода к определению группы лиц позволит не учитывать при оценке финансового положения собственника банка состояние его других компаний, которые не входят в цепочку собственников банка и чья деятельность и финансовое положение не оказывают на банк никакого влияния»,— пояснил господин Сухов. Такая оценка проводится регулятором в случае, например, увеличения доли основного собственника банка.

«Кроме того, предлагаемое сужение определения группы лиц избавит контролирующих собственников банков от лишней отчетности перед регулятором, а именно от необходимости информировать Центробанк об изменении состава группы лиц в случае продажи существующих или покупки новых небанковских структур»,— указывают в ЦБ.