По данным газеты «РБК daily», иностранным инвесторам разрешат приобретать контрольные пакеты акций предприятий «особой важности» с согласия российских властей. На очередном заседании правительство должно утвердить новый порядок согласования сделок нерезидентов по приобретению активов стратегических предприятий.
Действующее российское законодательство устанавливает ряд ограничений для иностранных инвесторов практически во всех стратегических отраслях. Например, согласно закону «О государственном регулирования развития авиации» доля иностранного инвестора в уставном капитале авиастроительных компаний не должна превышать 25%, если иное не установлено президентом. «Разрешенный пакет в 25% минус одна акция никому не интересен, тем более в такой «тяжелой» отрасли, как авиастроение», — посетовал РБК daily заместитель гендиректора АХК «Сухой» Вадим Разумовский. С разрешения главы государства авиакомпании обходили это требование в индивидуальном порядке.
Два года тому назад президент попросил разработать единые правила участия иностранного капитала в отраслях, обеспечивающих безопасность государства и имеющих стратегическое значение. Исполнить президентский наказ было поручено Минпромэнерго, которое разработало законопроект «О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ», который сегодня рассмотрят члены кабинета министров на очередном заседании правительства.
Суть новых правил заключается в том, что иностранные инвесторы (а также российские компании, находящиеся под их контролем) будут обязаны получить разрешение в ФАС на приобретение контрольного пакета голосующих акций в компаниях, входящих в число «особо важных». Принципиальное же решение будет принимать специальная правительственная комиссия, состоящая из представителей министерств экономического и силового блоков. Свой вердикт они должны вынести в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Под государственный контроль попало 40 отраслей, включая авиацию, производство военной и космической техники, хранение ядерных материалов и атомных установок, естественные монополии, разработка участков недр федерального значения, а также некоторые виды деятельности, связанные с разработкой специальных металлов и сплавов для производства вооружений и военной техники.
Участники авиационного рынка считают новую схему продажи капитала иностранным инвесторам более демократичной, что открывает бизнесу новые перспективы. К примеру, это может позволить французской Snecma (создает в России двигатель SaM-146) увеличить долю в уставном капитале PowerJet — ее СП с НПО «Сатурн». Сейчас Snecma принадлежит 25% минус одна акция PowerJet. Президент компании PowerJet Мишель Дешелот объяснил, что, несмотря на существующую структуру акционерного капитала, в соответствии с заключенным между двумя сторонами договором 50% инвестиций и заказов предприятию обеспечивает французская сторона. «Логично было бы сразу создавать предприятие со структурой капитала 50 на 50», — говорит он РБК daily.
Однако вход иностранцев в добывающие отрасли будет затруднен. По мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, власть намерена ограничить доступ иностранным компаниям к крупным газовым месторождениям, помогая тем самым «Газпрому» контролировать взаимоотношения с европейскими потребителями.
Впрочем, многие российские компании сами не желают отдавать контроль над своими предприятиями. «Судя по нашему опыту, — рассказал РБК daily пресс-секретарь «Северсталь-ресурса» (управляет горнодобывающими активами «Северстали») Сергей Локтионов («Северсталь» и Anglo American Plc в октябре прошлого года объявили о создании СП. — РБК daily). — Во всех совместных проектах контрольный пакет остается за российскими компаниями».